Программа развития и основная образовательная программа: проектирование в условиях реализации ФГОС общего образования
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации 3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 6) разработка и утверждение образовательной программы образовательной организации; 7) разработка и утверждение ПО СОГЛАСОВАНИЮ с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом
Программы развития Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. 295) Государственная программа Мурманской области «Развитие образования» – 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Мурманской области от ПП ) Муниципальная программа города Мурманска «Развитие образования в городе Мурманске» на 2014 – 2018 годы» (утверждена постановлением администрации города Мурманска от 12 ноября 2013 г. N 3238) Программа развития ОУ
Примерные основные образовательные программы Примерная основная образовательная программа начального общего образования (ОДОБРЕНО Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. 1/15) Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ОДОБРЕНО Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. 1/15) Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (в разработке)
Определение понятий Образовательная программа- комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ст. 2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации») Программа развития – управленческий документ образовательного учреждения, направленный на достижение стратегических целей с учётом приоритетов государственной политики в сфере образования и результатов проблемного анализа образовательной ситуации, на основе планирования системных позитивных изменений, описания содержания инновационной деятельности и механизмов её финансирования, критериев количественной и качественной оценки достижения прогнозируемых результатов
Структура программ Программа развития - Паспорт Программы - Информационно-аналитическое обоснование Программы - Концепция предполагаемого будущего состояния образовательного учреждения - Ожидаемые результаты реализации Программы - Стратегия развития образовательного учреждения - План действий по реализации Программы - Объём и источники финансирования - Механизм управления реализацией программы (Приказ комитета по образованию администрации города Мурманска от ) Образовательная программа Целевой раздел - Пояснительная записка - Планируемые результаты освоения обучающимися ООП - Система оценки результатов освоения ООП Содержательный раздел - Программа развития УУД - Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности - Программа воспитания и социализации обучающихся - Программа коррекционной работы Организационный раздел -Учебный план - План внеурочной деятельности - Система условий реализации ООП (ФГОС ООО, ФГОС СОО)
План деятельности рабочих групп по разработке программ Программа развития - Разработка краткой аннотации (паспорта) программы и информационной справки об ОУ - Осуществление анализа социального заказа и проблемно ориентированного анализа, описание ключевых проблем и причин их появления - Создание концепции предполагаемого будущего состояния ОУ - Разработка плана действий (подпрограмм) по реализации программы развития. Описание этапов реализации и системы управления Образовательная программа - Проектирование пояснительной записки (включая цели, задачи, принципы формирования документа) -Определение планируемых результатов и системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП -Разработка содержательного раздела, включающего блок программ -Проектирование организационного раздела (учебного плана, плана внеурочной деятельности, системы условий реализации ООП) Проектируется с учётом приоритетов государственной политики, социального заказа и проблемного анализа образовательной ситуации ОУ Проектируется с учётом Примерных ООП по уровням образования
Компоненты социального заказа Характеристика социального заказа по отношению к ОУ складывается из следующих компонентов: государственного заказа (определяется нормативными документами, в первую очередь, федеральным государственным образовательным стандартом); потребностей обучающихся ( выявляются по результатам опросов, анкетирования и экспертных оценок педагогов); ожиданий родителей (определяются в ходе бесед, социологических исследований, анкетирования и т.п.); профессионально – педагогических потребностей педагогов (выявляются в процессе бесед, анкетирования, опросов, публичного обсуждения школьных проблем); требований и ожиданий учреждений профессионального образования ( определяются в ходе анализа успешности сдачи выпускниками вступительных экзаменов в вузы, в учреждения среднего профессионального образования, анализа отзывов на выпускников) и работодателей (рынка труда)
ОБОБЩЕННЫЙ ЗАКАЗ КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ образования будут достигаемыми в ОУ? В КАКИХ УСЛОВИЯХ будет работать ОУ? КТО будет УЧИТЬСЯ в данном ОУ? КТО должен будет УЧИТЬ в ОУ? ЧЕМУ и КАК будут УЧИТЬ в ОУ? МБОУ г. Мурманска ___________
Задание 1 Используя фрагменты предложенных нормативных документов, кратко сформулируйте государственный заказ общеобразовательному учреждению по следующим группам требований: - КТО должен будет учить в ОУ? - ЧЕМУ и КАК будут учить в ОУ? - - КТО будет учиться в ОУ? - В КАКИХ УСЛОВИЯХ будет работать ОУ? - КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ образования будут достигнуты в ОУ? Заполните таблицу "Государственный заказ" и представьте результаты работы
Задание 2 Прочитайте предложенный текст и определите, какую роль в структуре программы развития ОУ играет такой компонент, как «Ожидаемые результаты реализации программы развития»
Ожидаемые результаты реализации программы развития Направления Целевые показатели Стартовые показатели (на сентябрь 2015 г.) 2018 Достижение уровня и качества образования, соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов - Доля учащихся, успевающих на «4» и «5», в общей численности учащихся. - Доля выпускников 9-х классов, набравших по итогам ОГЭ баллы выше минимального. -… % Участие учащихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня - Доля обучающихся по программам основного общего образования – победителей (указать этап) Всероссийской олимпиады. - Доля учащихся, участвующих в научно- практических конференциях … -… %
Ожидаемые результаты реализации программы развития Направления Целевые показатели Стартовые показатели (на сентябрь 2015 г.) 2018 Совершенствование информационной образовательной среды ОУ - Наличие сервисов и ресурсов для применения ЭО и ДОТ - Использование ДОТ в образовательной деятельности - … нет частично есть Развитие внутренней системы оценки качества образования - Наличие диагностического инструментария для оценки сформированности УУД учащихся - … частично есть
Две стратегии по итогам проблемно ориентированного анализа «Мы развиваем положительные стороны, и тогда отрицательные аспекты снижаются» «Мы решаем проблемы, тем самым повышая качество образования»
Группы ключевых проблем, на решение которых направлена программа развития Ключевые проблемы, связанные с качеством результатов образовательной деятельности Ключевые проблемы, связанные организацией образовательной деятельности Ключевые проблемы, связанные с ресурсным обеспечением, необходимым для перевода ОУ в новое качественное состояние Ключевые проблемы, связанные с изменением качества управления при переходе ОУ в новое состояние
Задание 3 Используя модель концепции предполагаемого будущего состояния образовательного учреждения, определите, как она связана с основной образовательной программой ОУ
Взаимосвязь концепции программы развития ОУ и основной образовательной программы Программа развития Ценностные основания развивающегося ОУ (миссия, проектная идея, принципы жизнедеятельности) Модель выпускника (по уровням образования) Модель образовательных маршрутов и траекторий Модель образовательной системы ОУ (обучение, воспитание, развитие) Модель обеспечивающей системы ОУ (условия и ресурсы) Основная образовательная программа Пояснительная записка (принципы и подходы к реализации ООП) Пояснительная записка (цели и задачи реализации ООП) Планируемые результаты освоения ООП Учебный план План внеурочной деятельности Содержательный раздел (программы) Организационный раздел. Система условий реализации ООП
Спасибо за внимание !