«Жестокое обращение с детьми»
Психологическое насилие Психологическое насилие – длительное, постоянное или периодическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства; его достоинства; угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физическая или социальная изоляция преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; ребенка, предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка. ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка.
Особенности внешнего вида и клинические симптомы у детей, подвергшихся психологическому насилию: Наличие соматических заболеваний (язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология). Наличие соматических заболеваний (язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология). Утомленный, сонный вид, опухшие веки. Утомленный, сонный вид, опухшие веки. Частые вялотекущие хронические и инфекционные заболевания. Частые вялотекущие хронические и инфекционные заболевания. Нервные тики. Нервные тики. Санитарно-гигиеническая запущенность. Санитарно-гигиеническая запущенность. Отставание в физическом развитии (росте, весе). Отставание в физическом развитии (росте, весе). Задержка речевого и моторного развития. Задержка речевого и моторного развития.
Особенности поведения ребенка, испытывающего психологическое насилие: беспокойство или тревожность; беспокойство или тревожность; нарушение сна; нарушение сна; длительное подавленное состояние; длительное подавленное состояние; агрессивность; агрессивность; склонность к уединению; склонность к уединению; чрезмерная уступчивость и заискивающее, угодливое поведение; чрезмерная уступчивость и заискивающее, угодливое поведение; эксцентричность поведения; эксцентричность поведения; суицидальные угрозы или попытки; суицидальные угрозы или попытки; неумение контактировать с другими людьми, включая сверстников и взрослых; неумение контактировать с другими людьми, включая сверстников и взрослых; плохая успеваемость в школе; плохая успеваемость в школе; низкая самооценка; низкая самооценка; нарушение аппетита. нарушение аппетита.
Особенности поведения взрослых проявляющих психологическое насилие оскорбления, брань, публичное унижение ребенка; оскорбления, брань, публичное унижение ребенка; отказ в утешении, когда ребенок испуган или подавлен; отказ в утешении, когда ребенок испуган или подавлен; постоянное сверхкритичное отношение к ребенку; постоянное сверхкритичное отношение к ребенку; негативная оценка ребенка; негативная оценка ребенка; отождествление ребенка с нелюбимым или ненавистным родственником; отождествление ребенка с нелюбимым или ненавистным родственником; перекладывание на ребенка ответственности за свои неудачи; перекладывание на ребенка ответственности за свои неудачи; откровенное признание в нелюбви или даже ненависти к ребенку. откровенное признание в нелюбви или даже ненависти к ребенку.
Психологическое насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитие его потенциальных способностей. К психологическому насилию относят частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Из–за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности.
Кто чаще всего становится инициатором насилия? Дети воспитанные в условиях материнской депривации (не получившие достаточной любви и заботы в грудном возрасте ), т.е. дети с несформированной привязанностью к родителям. Психологическое насилие склонны проявлять дети, которые воспитывались в семьях: 1. Неполные семьи. 2. Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. 3. Властные и авторитарные семьи. 4. Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. 5. Семьи с генетической предрасположенностью к насилию.
Насилие в школе Школьное насилие - это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам, в нашей культуре – крайне редко учениками по отношению к учителю. Психологическое насилие вызывает у «жертвы» эмоциональное напряжение, унижая его и снижая его самооценку. Виды психологического насилия в школе: насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей; насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей; отторжение, изоляция, отказ от общения с «жертвой» отторжение, изоляция, отказ от общения с «жертвой» (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и.т.д.) (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и.т.д.)
Факторы риска насилия в школе Школьному насилию способствуют: Анонимность больших школ и отсутствие многообразия выбора образовательных учреждений. Анонимность больших школ и отсутствие многообразия выбора образовательных учреждений. Плохой микроклимат в учительском коллективе (раздражительность, неудовлетворенность учителей может выплескиваться и переходить в агрессию по отношению к детям. Профессиональное выгорание зачастую вымещают на учениках). Плохой микроклимат в учительском коллективе (раздражительность, неудовлетворенность учителей может выплескиваться и переходить в агрессию по отношению к детям. Профессиональное выгорание зачастую вымещают на учениках). Равнодушие и безучастное отношение. Равнодушие и безучастное отношение.
Кто чаще всего становится жертвой школьного насилия? Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие: физические недостатки (дети, которые носят очки, имеющие пониженный слух или нарушения движений); физические недостатки (дети, которые носят очки, имеющие пониженный слух или нарушения движений); особенности поведения (замкнутые дети (интроверты и флегматики), дети с импульсивным поведением); особенности поведения (замкнутые дети (интроверты и флегматики), дети с импульсивным поведением); дети имеющие особенности внешности, то что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши и.т.д.; дети имеющие особенности внешности, то что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши и.т.д.; плохие социальные навыки, т.е. дети, у которых не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения; плохие социальные навыки, т.е. дети, у которых не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения; страх перед школой; страх перед школой; «домашние дети», т.е. дети не посещающие детский коллектив до школы; «домашние дети», т.е. дети не посещающие детский коллектив до школы; низкий интеллект и трудности в обучении. низкий интеллект и трудности в обучении.
Последствия школьного насилия: падает самооценка; падает самооценка; развитие нервно-психических и поведенческих расстройств; развитие нервно-психических и поведенческих расстройств; преобладающее состояние депрессии, нарушение сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома. преобладающее состояние депрессии, нарушение сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома. у подростка школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. у подростка школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что в свою очередь является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.
Спасибо за внимание!