Деепричастие как часть речи. Учитель МБОУ СОШ 130 Елизарова С.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Путешествие по стране Морфология. Деепричастие. Путешествуя по стране Морфология, мы добрались до станции Деепричастие. Здесь мы сделаем остановку и познакомимся.
Advertisements

1- В. Сила не знающая цели мать лени. 2- В. Собака не видевшая тигра не боится его. 3– В. Непойманная рыба всегда большой кажется. Сила, не знающая цели,
Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто.
Кузнецова Е. В. С(к) ОУ школа 132 Калининский район 2008 год.
Деепричастие. Деепричастие- самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом Деепричастие-
Презентацию приготовила ученица 7Б класса Казакова Дарья.
Деепричастие самостоятельная Часть речи Что делая? Что сделав? Как? Отвечает на вопрос Обозначает добавочное действие Грамматическое значение Свойства.
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом,
Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом,
Презентация на тему: Деепричастие Выполнила: Ученица 7«б» класса МОУ СОШ 1 Максименко Оксана.
Деепричастия Особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном глаголе, зависит от него и отвечает на вопросы Особая форма глагола,
ДЕЕПРИЧАСТИЕ ВЫПОЛНИЛА РАБОТУ: ученица 8 «б» класса Галоян Сатеник.
1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. 2. Деепричастие не изменяется.
Выполнил Ученик 10 «А» класса МБОУ СОШ 12 Михлев Алексей Деепричастие.
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастный оборот"
Деепричастие Он шел, не оглядываясь. Он шел, не оглядываясь. Ветер дует, меняя свое направление Ветер дует, меняя свое направление Какой частью речи являются.
Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как особая форма глагола. Признаки глагола и наречия у деепричастия»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА Цели: 1. Закрепление знаний о деепричастии и деепричастном обороте; 2. Закрепление умений по нахождению деепричастий.
Деепричастие. Работа учащихся 7А класса Николаева Михаила и Солина Евгения.
Деепричастие. Деепричастный оборот.. Повторение. Лингвистический тренажер, стр. 35 – 2 вариант.
Транксрипт:

Деепричастие как часть речи. Учитель МБОУ СОШ 130 Елизарова С.В.

Путешествие к архипелагу Морфология. Остров Деепричастий. Путешествуя по ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ ОКЕАНУ и продолжая исследовать архипелаг Морфология, мы добрались до острова Деепричастий. Здесь мы сделаем остановку и познакомимся с аборигенами и местными традициями. Кто какие действия совершает? Найдите и выпишите слова, описывающие действия: Чуть свет проснувшись и наскоро позавтракав, мы продолжили путь. Капитан приказал бросить якорь, заметив уютную бухту. Налегая на вёсла, матросы причалили к берегу. Навстречу нам спешили аборигены, весело крича приветствия.

Знакомство. Задайте вопросы к словам, описывающим действия, укажите знакомую часть речи: Задайте вопросы к словам, описывающим действия, укажите знакомую часть речи: Проснувшисьпозавтракавмы Проснувшись и позавтракав, мы продолжили. апитанзаметив Капитан приказал бросить, заметив. Налегаяматросы Налегая, матросы причалили. аборигеныкрича Спешили аборигены, крича. На какие ? отвечают наши Новые знакомцы ? Они и есть ДЕЕПРИЧАСТИЯ. На какие ? отвечают наши Новые знакомцы ? Они и есть ДЕЕПРИЧАСТИЯ. Вы догадались, что это Какое из действий в каждом примере является главным, основным, а какое дополняющим, добавьочным?

Первое впечатление. На какие ? отвечает деепричастие? На какие ? отвечает деепричастие? Что делая? Что сделав? Как? Каким образом? Что делая? Что сделав? Как? Каким образом? С какой частью речи связано деепричастие? С какой частью речи связано деепричастие? С глаголом. С глаголом. Что обозначает деепричастие? Что обозначает деепричастие? Добавочное действие при основном, выраженном глаголом-сказуемым. Добавочное действие при основном, выраженном глаголом-сказуемым.

Знакомство продолжается. Какого вида бывают деепричастия? Какого вида бывают деепричастия? Что делая? Что сделав? просыпаясьзавтракаязамечаяпроснувшисьпозавтракавзаметив несовершенный совершенный

Чем отличаются деепричастия разного вида? Чем отличается содержание предложений? Чем отличается содержание предложений? Как происходят добавьочное и основное действия? Как происходят добавьочное и основное действия? Определив вид деепричастий, сделайте вывод: Определив вид деепричастий, сделайте вывод: Заметив уютную бухту, мы бросили якорь. Замечая уютную бухту, мы бросаем якорь. Несовершенный: действия происходят одновременно Совершенный: сначала добавьочное, затем основное

Изменяется ли деепричастие? Понаблюдайте и сделайте вывод: Понаблюдайте и сделайте вывод: Волны шумят, ударяясь о скалы. Волны шумят, ударяясь о скалы. Волны шумели, ударяясь о скалы. Волны шумели, ударяясь о скалы. Волна шумит, ударяясь о скалы. Волна шумит, ударяясь о скалы. Деепричастие не изменяется Какую роль играет деепричастие? Не замолкая, шумят волны. х Как? _. _. _. _. _ __________________ Синтаксическая роль: обстоятельство __________________

Обобщим: Деепричастие – особая форма глагола, отвечает на ? Что делая? Что сделав? Как?, обозначает добавьочное действие при основном, выраженном глаголом-сказуемым. Деепричастие – особая форма глагола, отвечает на ? Что делая? Что сделав? Как?, обозначает добавьочное действие при основном, выраженном глаголом-сказуемым. Бывает совершенного и несовершенного вида. Не изменяется. Бывает совершенного и несовершенного вида. Не изменяется. В предложении является обстоятельством. В предложении является обстоятельством. Домашнее задание: Прочитайте и изучите параграф, подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: на какие части речи похоже деепричастие и какими свойствами?

II. Имеет морфологические признаки 1.Постоянные: вид возвратность не изменяется Совершенный Несовершенный Возвратное – умывая сь, готовясь готовясь Невозвратное – умывая, готовя готовя Морфологический разбор I. Грамматическое значение. Отвечает на вопросы: Что делая? Что сделав? Отвечает на вопросы: Что делая? Что сделав? Обозначает: добавьочное действие предмета Обозначает: добавьочное действие предмета

III. Синтаксическая роль: обстоятельство Образец разбора. Волны шумят, ударяясь о скалы. I. Шумят (что делая?) – ударяясь, обозн. добавь. действие предмета, т.е. – деепр. II. Н.ф. – ударяясь, пост. призн.: н.в., возвр.; непрост. призн.: не изм. III. Шумят (как?) ударяясь – обст.

Как образуются деепричастия? Образуются от глаголов при помощи специальных суффиксов: Образуются от глаголов при помощи специальных суффиксов: Глаголы несов.в. н.вр. ^ деепр. несов. в. Деепричастия несов. в. глядят кричат улыбаются -а (-я) -а (-я) глядя крича улыбаясь быть играют едут -учи (-учи) -учи (-учи) (устар.) (устар.) будучи играучи едучи

Как образуются деепричастия? Образуются от глаголов при помощи специальных суффиксов: Образуются от глаголов при помощи специальных суффиксов: Глаголы сов. в. Глаголы сов. в. пр. или буд. вр. ^ деепр. сов. в. Деепричастия сов. в. Выскочил -в -в Выскочив Замахнулся -вши -вши Замахнувшись испек -ши -ши испёкши прищурятся -а,(-я) -а,(-я) прищурясь

Закрепим. Образуйте возможные формы деепричастий сов. или несов.в., поставив глаголов в нужное время, выделяйте ^. Образуйте возможные формы деепричастий сов. или несов.в., поставив глаголов в нужное время, выделяйте ^. Глаг. несов. в.: радовать, грохотать, беречь, бегать, бежать, пахнуть, быть, признавать, писать, замерзать, мёрзнуть, волноваться, купаться, встречаться, шить, ждать. Глаг. несов. в.: радовать, грохотать, беречь, бегать, бежать, пахнуть, быть, признавать, писать, замерзать, мёрзнуть, волноваться, купаться, встречаться, шить, ждать. Глаг. сов. в.: вынести, развеять, развить, сберечь, запереть, запрячь, встретить, сесть, увести, сбежать, запыхаться, остаться, сплести, найти, услышать, влезть. Глаг. сов. в.: вынести, развеять, развить, сберечь, запереть, запрячь, встретить, сесть, увести, сбежать, запыхаться, остаться, сплести, найти, услышать, влезть. Укажите глаголы, от которых деепричастия не образуются. Укажите глаголы, от которых деепричастия не образуются.

Работа с текстом. Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложилось, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Черная его грудь стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья и под крыльев, и крикнул: «Чуф! Ши!» Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложилось, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Черная его грудь стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья и под крыльев, и крикнул: «Чуф! Ши!» Найдите в тексте слова, которые обозначают действия тетерева. К какой части речи они относятся? Найдите в тексте слова, которые обозначают действия тетерева. К какой части речи они относятся? Выпишите по схеме: подлеж. + сказ. с деепричастием, выделите ^ деепричастий, укажите их вид. Выпишите по схеме: подлеж. + сказ. с деепричастием, выделите ^ деепричастий, укажите их вид.

Закрепим. По данному рисунку составьте 2 предложения с деепричастиями, описывая одновременные действия героев. Нужны деепричастия несовершенного вида ? что делая?

Закрепим. По данному рисунку составьте 2 предложения с деепричастиями, описывая последовательные действия героев. Нужны деепричастия совершенного вида ? что сделав?

Домашнее задание. Нарисуйте, как мы причалили к острову Деепричастий и познакомились с аборигенами-деепричастиями. По своему рисунку составьте предложения (средний уровень) или связный текст-сочинение (высший уровень). Обязательно используйте деепричастия, укажите их вид, выделите суффиксы, подчеркните как член предложения.

Деепричастный оборот Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми словами. Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми словами. Одиночное деепричастие и деепричастный оборот выделяются в речи выделительной интонацией, а на письме – запятыми. Одиночное деепричастие и деепричастный оборот выделяются в речи выделительной интонацией, а на письме – запятыми. Найдите деепричастие или деепричастный оборот, прочитайте, соблюдая выделительную интонацию, запишите, расставив запятые, выделите оборот графически: Найдите деепричастие или деепричастный оборот, прочитайте, соблюдая выделительную интонацию, запишите, расставив запятые, выделите оборот графически: Юнга, I заметив (что?) уютную бухту I, подал сигнал. х _. _. _. _. _. _._._._._. _ ________________ Что сделав? Когда? ^ деепр. з.с. Мать недоумевая улыбалась. Приближаясь к берегу бригантина замедляла ход.

И днём и ночью солдаты окружённые в болотистых лесах Белоруссии отрезанные от всего мира преодолевая невероятные трудности вели жестокие бои с фашистами. И днём и ночью солдаты окружённые в болотистых лесах Белоруссии отрезанные от всего мира преодолевая невероятные трудности вели жестокие бои с фашистами. Спиши, объясняя выделенные орфограммы, расставь пропущенные запятые, выполни пунктуационный разбор. Спиши, объясняя выделенные орфограммы, расставь пропущенные запятые, выполни пунктуационный разбор. В ре.кие часы затих.я, закончив б.и, п.хотинц., стараясь согрет.ся, л.жилось на х.ладно.й з.млн т.сне друг к дугу и, (не) зам.чая зудения (не) сносных комаров, проваливались в бе.покойный сон, (не) сп.севший от см.ртельн.й устал.ст.. В ре.кие часы затих.я, закончив б.и, п.хотинц., стараясь согрет.ся, л.жилось на х.ладно.й з.млн т.сне друг к дугу и, (не) зам.чая зудения (не) сносных комаров, проваливались в бе.покойный сон, (не) сп.севший от см.ртельн.й устал.ст.. Спиши, вставив и объяснив пропущенные орфограммы, графически объясни знаки препинания. Спиши, вставив и объяснив пропущенные орфограммы, графически объясни знаки препинания.Упражнение

Внимание: не попади в омут! Добавочное и основное действие совершаются одним лицом, т.е. и глагол-сказуемое, и деепричастие должны относиться к одному подлежащему. Добавочное и основное действие совершаются одним лицом, т.е. и глагол-сказуемое, и деепричастие должны относиться к одному подлежащему. Отвечает ли этому правилу предложение: Отвечает ли этому правилу предложение: Выбери правильный вариант, объясни и запиши: Выбери правильный вариант, объясни и запиши: Объясни допущенную ошибку и исправь её. Объясни допущенную ошибку и исправь её. Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа. 1. Дойдя до реки, … а) нами овладела усталость; б) мы устроили привал. б) мы устроили привал. 2. Набирая скорость, … а) поезд приближался к перевалу; б) за окном мелькали берёзы и сосны. 1. Прочитав повесть, она мне понравилась. 2. Посмотрев спектакль, герои мне запомнились.