Экологическая викторина «Мои пернатые друзья» МБДОУ Чупинский детский сад Старшая группа – 2015 учебный год. Подготовила: воспитатель Гагарина Н.В.
Цель: Развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых, по участию, в природоохранительных акциях и мероприятиях. Задачи: 1. Закрепить и уточнить знания детей о зимующих птицах своего посёлка. 2. Учить детей различать, анализировать внешний вид птиц, их поведение. 3. Воспитывать в детях бережное отношение к птицам. 4. Показать, что зимой птицы нуждаются в подкормке. 5. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Для чего нужны птицы? На нашей планете живут чудесные создания. Они летают и поют, и землю свято берегут. Скажите, дети, можно жить без птиц на свете? Для чего нужны нам птицы на планете? Что случится, если птицы вдруг исчезнут, пропадут? Червячки, жучки, букашки, на деревья нападут И съедят кору, листочки, обглодают ветки, почки - Вот что будет, если птицы все исчезнут - пропадут! И не будет щебетанья, дивных трелей соловья, И сороки стрекотанья, чик-чирика воробья... Скучно будет, знают дети, жить без птиц на белом свете! Птицы поднимаются выше облаков. Птицы- это звуки садов, полей, лесов. Птицы- это красота! Любить должны мы их всегда! В природе птицы так важны. Ведь очень все они нужны!
Очень холодно, мороз щиплет злобно людям нос. До весны ещё далёко, нам зимой не одиноко, Снами верные друзья – Птиц веселая семья!
Знаешь ли ты зимующих птиц? Назови их.
Отгадай загадку. - Этому пернатому не лень в дереве жучков искать весь день. - Зимой его видно прекрасно: не спрячешь в снегу окрас ярко-красный. - Зимой везде, где сохранились ягоды рябины, его услышать можно трель.. Зовётся птичка … - Живет в дупле девица – с жёлтой грудкой птица. - Где угодно корм найдет, а если надо – украдет. - Маленький и робкий, живет вблизи людей, что это за птица? Конечно, …
Сравни этих зимующих птиц. Чем они отличаются? Чем похожи?
Почему дятла называют «санитаром леса»? Шишки – любимое лакомство дятла. Сравните шишки на ёлке и шишку, над которой поработал дятел.
Еловик – весёлый клёст, Еловик – короткий хвост, Еловик не любит скал, Ёлку он облюбовал. Догадайся, почему клеста люди прозвали – еловик? Интересно, что в феврале, в самые холода и метели, у клеста появляются птенцы. Мороз. А в гнезде голые птенчики. Клесты строят гнёзда на хвойных деревьях. В лапах ельника тепло. Семенами ели кормят они своих птенцов. Наедятся клестята вкусной еловой каши - и спать. Внизу будто мягкая перинка в гнёздышке постелена. Сверху - мама, как пуховое одеяльце. А изнутри каша греет. Так и мороз не страшен!
Сравни клювы дятла и клеста. У дятла клюв похож на стамеску - столярный ручной режущий инструмент. У клеста на хирургический пинцет.
Пальчиковая гимнастика: «Кормушка» Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки) Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.) Шесть щеглов и снегирей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки )
Кто что любит?
Отгадай, кто спрятался за веточкой?
Сравни : чем похожи, чем отличаются? Но сначала отгадай, что это за птицы? С вета яркого боится, Хищная большая птица, Ночью по полям летает, Серых мышек собирает! Чертит, но не на бумаге, Щёлкает, но не орехи, Глухой, но слышит.
Найди – кто лишний?
Знаешь ли ты? Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись? (Воздух между перьями птиц сохраняет тепло.) Какие птицы охотятся ночью? (Филин, сова.) Как вы думаете, почему снегиря назвали снегирем? (Прилетает в наши края зимой или с первым снегом.) Почему снегири и синицы любят находиться рядом с дятлом? (Они подбирают остатки пищи от дятла.) Почему в сильные морозы куропатки и глухари прячутся под снег? (Под снегом теплее.)
Где живут птицы? В дуплах деревьев, пустоты под корнями, в гнездах, скворечниках, в кустах, в высоких зарослях, в ямах на земле, на вершинах деревьев, длинные норы в крутых берегах, под крышами домов, на чердаках.
Подвижная игра «Снегири» Снегири. Снегири. (Дети стоят лицом в круг, хлопают опущенными руками по бокам). Раз, два, три. Раз, два, три. (Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.) Прилетели, посидели, (Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.) Погалдели, улетели. (Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.) Улетели в небеса. (Останавливаются, машут скрещенными ладонями.) Вот какие чудеса! (С удивлением разводят руками.)
Послушайте и скажите, голоса каких птиц вы услышали.