2015 год создания. Содержание Высказывания о сказках 3 Сказка - как жанр устного народного творчества 4 - 5 Цель 6 Классификация сказок 7 Волшебные сказки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: ученица 2 «Б» класса МБОУ СОШ 155 г.о.Самара Гарипова Элина Научный руководитель: Хоружева И.А.
Advertisements

1 Русские народные бытовые сказки. 2 Слово о сказке Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху- об этом говорят нам легенды…а.
«Сказка – ложь да в ней намёк…» Русские народные сказки о животных.
Сказка – ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок. А.С. Пушкин.
Литература 5 класс «Что за прелесть эти сказки» © Голованова Татьяна Григорьевна, учитель литературы ГОУ СОШ 464.
Литература 5 класс «Что за прелесть эти сказки» © Голованова Татьяна Григорьевна, учитель литературы ГОУ СОШ 464.
Сказки о животных. Социально бытовые сказки.
Как сочинить волшебную сказку Выполнила: Шуркалина Наталья учащаяся 4 класса СОШ 21 Руководитель: учитель начальных классов Котова С.К.
Тема: Создание волшебной сказки. «В гостях у сестёр-присказок, братьев-зачинов и подружек- концовок». Урок литературы в 5 классе МБОУ СОШ 42 г. Владимира.
Сказка –ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок А.С. Пушкин А.С. Пушкин.
Сочиняем волшебную сказку учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 362 Московского района г.Санкт-Петербурга Сызранова Наталия Владимировна.
Я - Кот учёный. Я приглашаю вас в путешествие в СКАЗКУ.
Сопоставление сказа П.П. Бажова «Каменный цветок» со сказкой «Царевна-лягушка» Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия.
« Cказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок ! » Любовской Евгений ученик 2 класса.
Выполнила Скрибка С.А.. Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями,
Устное народное творчество. Сказки. Урок литературы в 5 классе.
«Сказка - ложь, да в ней намёк…» «Сказка - ложь, да в ней намёк…» Подготовил учащийся 5 класса МОУ «СОШ с. Марьино-Лашмино Новобурасского района Саратовской.
Наши первые шаги Урок повторения в 5 классе. Вопрос 1 Что такое литература?
СКАЗКА – ХРАНИТЕЛЬНИЦА НАРОДНОЙ МУДРОСТИ Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок! А.С. Пушкин А.С. Пушкин.
Проект по теме : «Мифы как предыстория искусства слова » по теме : «Мифы как предыстория искусства слова »
Транксрипт:

2015 год создания

Содержание Высказывания о сказках_____________________________3 Сказка - как жанр устного народного творчества____4 - 5 Цель________________________________________________ 6 Классификация сказок_______________________________ 7 Волшебные сказки____________________________________8 Бытовые сказки______________________________________9 Сказки о животных__________________________________ 10 Признаки волшебных сказок__________________________11 Композиция сказки________________________________ __12 Сюжет волшебных сказок_____________________________13 Сказочные композиционные элементы_________________14 Присказки___________________________________________15 Зачины______________________________________________16 Особенности северных сказок__________________________ 17 Концовки____________________________________________18 Использованная литература____________________________ 19

Высказывания о сказках Сегодня наша жизнь до краев наполнена событиями, срочными делами, потоком информации. Мы уже с трудом можем остановиться и вспомнить о культурных истоках своего народа, о его самобытной мудрости, которая черпалась непосредственно из окружающей человека природы. Северные сказки являются именно тем, что позволяет детям, и взрослым окунуться в далекий мир культуры народов Севера и несколько иначе взглянуть на окружающую нас жизнь. В этих сказках очень точно выражена мысль. В них осуждается лень, эгоизм, жадность. Эти отрицательные черты характера неприемлемы для северного человека, который все блага жизни берет от природы своим трудолюбием и смекалкой.

Приобщение к культуре народов севера проходит успешно лишь тогда, когда ребенок с детства имеет возможность восприятия родной национальной Культуры. Суровый край формировал в людях не только физическую силу, выносливость, закалку, сноровку, но и глубокое уважение друг к другу, к старшим. Одно из важных народных воспитательных традиций было уважение к соседям, к членам семьи, к окружающему миру. Особое значение для воспитания детей северные народы придавали устному народному творчеству – сказки, легенды. Через сказки дети усваивают традиции своего народа, нравственные нормы, знакомятся с обычаями, праздниками. Сказки имеют большое значение в нравственно- эстетическом, трудовом и в эстетическом воспитании детей.. Сказка воспитывает эстетическое отношение к действительности. Северные сказки традиционно делятся на волшебные, бытовые, о животных, этиологические. Сказка - как жанр устного народного творчества Сказка погружает в яркий, красочный мир этнической культуры, раскрывает бытовой уклад жизни.

Сказка как жанр устного народного творчества «Сказка – складка (вымысел), а песня – быль…От слова «складывать». Связь ненецкого народа с русским более чем тысячелетней давности, поэтому в сказках этих народов много общего. Подчёркнутая, сознательная установка на вымысел. В фантастике, как в зеркале, отразилась жизнь народа и его характер. (Аксаков)

Цель: найти жанровое сходство в русских народных и северных сказках Сказки учат смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делают это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Классификация сказок сказки волшебные бытовые О животных

Волшебные сказки Волшебные сказки – особый вымысел. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. Она имеет мифологическое происхождение: в ней находят отражение тотемические (некоторые герои рождаются от животных или превращаются в них), анимистические (олицетворяются, например, водная стихия, Солнце, Месяц; наоборот – герои превращаются в камни), магические (волшебное зелье, волшебное слово) представления древнего человека.

Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической (от слова новелла). Появилась она гораздо позднее волшебной. Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. В волшебной сказке - два мира, в бытовой - один. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный. Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей. В волшебной сказке герой нередко добивается победы в бою с помощью чудесного оружия. В бытовой - положительный герой силы не применяет, воинских подвигов не совершает. Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее. Бытовые сказки

Сказки о животных Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. Тут и память о родовых тотемах, и вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животными. В древности такие сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение. В наше время их рассказывают детям. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь - глуповат, заяц - трусоват, волк - жаден, а Лиса Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого хочешь.

Признаки волшебных сказок Особая композиция Сказочные сюжеты Троекратное повторение Положительные и отрицательные герои Сверхъестественные силы, помощники, магические предметы Чудесные превращения «Сказочный» язык Добро побеждает зло

Композиция сказки зачин события завязка кульминация развязка концовка события

Исходное существование запрета Герои нарушают запрет Герои уходят из дома, чтобы всё исправить Герою приходят на помощь Поиск спасительной магии Добрые герои борются со злыми Спасение Герой возвращается домой с наградой Сюжет волшебных сказок Последствия нарушения

Сказочные композиционные элементы присказки зачины концовки Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки. Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.

Присказки Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. Вы хотите сказочку? Сказочка – это вазочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные. На берегу небольшой реки в енисейской тундре жили… На берегу Авама может сто, а может двести лет назад жил… Давным-давно на берегу Котуя жил старый шаман… Когда-то давным-давно в стойбище у озера Туручедо жил молодой шаман… В отличие от русских народных сказок в северных сказках точно указывается местность, где происходят события.

Зачины За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Жили-были… В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве… В тридесятом царстве, небывалом государстве… В северных же нет традиционного зачина. Ненецкая сказка начинается без вступления и сразу вводит слушателя в ход действия. Например: «На берегу речки, поросшей ивняком, старуха с сыном жила».

Особенности северных сказок Волшебная сила свойственна только шаманам, превращения происходят только людей в животных или птиц, идёт деление мира на Верхний и Нижний мир, задания в сказке связаны с добыванием пищи или умением делать что-либо своими руками. Очень много упоминаний о северных животных, растениях, явлениях природы.

Концовки Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – инфо теперь в роте пусто! Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку. В северных конец сказки лаконичен, как и начало. Действие заканчивается без всяких прибауток. Например: «Тунгус и остяк хорошо зажили. Тут и конец». Как правило, сказка имеет благополучный конец, и обычно кончается свадьбой.

Использованная литература: Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». – М.: УЦ «Перспектива», с. О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Издание 2-ое, дополненное. М.: «ВАКО», 2003, 416 с. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Просвещение, Детская энциклопедия Планета земля