РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ГОДОВ. Яшина Олеся Шамильевна Заместитель начальника отдела информационно-аналитической работы Министерства образования Республики Башкортостан
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Федеральной целевой программы развития образования на годы Концепция Федеральной целевой программы развития образования на годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года 2765-р, Федеральная целевая программа развития образования на годы Федеральная целевая программа развития образования на годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года 497, «Развитие образования Республики Башкортостан» государственная программа «Развитие образования Республики Башкортостан», утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года 54 (с последующими изменениями).
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РБ
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства с помощью электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий совокупность соответствующих методик, технологий, образовательного контента, организаций и субъектов В целом, это совокупность соответствующих методик, технологий, образовательного контента, организаций и субъектов
ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ глобализация рынка образования необходимость развития экономики региона формирование национальной идентичности в условиях полномасштабного выхода крупнейших мировых образовательных организаций на российский рынок неравномерность развития образовательных центров необходимость создания условий для продвижения региона на российский и международный уровни отсутствие координации между образовательными организациями и единой базы знаний на республиканском уровне актуальность формирования единого подхода к различным аспектам реализации электронного образования необходимость повышения общего уровня знаний населения в области информационно- коммуникационных технологий, расширения масштаба и перечня использования государственных услуг в электронной форме
обеспечено нормативное правовое регулирование вопросов информатизации системы образования осуществляется бесперебойный доступ образовательных организаций к ресурсам сети Интернет происходит целенаправленное оснащение образовательных организаций современным оборудованием разработана система повышения квалификации педагогических работников реализуется государственная программа «Развитие образования Республики Башкортостан» в образовательных организациях реализованы многочисленные проекты в области ИКТ разработка подходов единая и непротиворечивая система системное развитие ЭО и ДОТ повышение эффективности и качества управления разработка подходов единая и непротиворечивая система системное развитие ЭО и ДОТ повышение эффективности и качества управления ЕСТЬ БУДЕТ
ПРОБЛЕМЫ стереотипное понимание электронного образования недостаточное понимание того, что вложения должны быть сделаны прежде всего в подготовку специалистов, разработку технологий и создание виртуального пространства взаимодействия в области ЭО, а не в реальные активы отсутствие зачастую управленческой воли
КОМПЛЕКСНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ несогласованность действий образовательных организаций отсутствие единых подходов разный уровень развития образовательных организаций отсутствие механизмов мониторинга отсутствие системного подхода
СОЗДАНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ВЫСОКУЮ МОБИЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
ПЕРЕХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА КАЧЕСТВЕННО НОВУЮ СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭО И ДОТ доля обучающихся в образовательных организациях, применяющих ЭО и ДОТ, в общей численности обучающихся в республике - 75%; доля образовательных организаций, использующих ЭО и ДОТ, в общей численности образовательных организаций республики - 50%.
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОИСК, СОЗДАНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРОРЫВНЫХ РАЗРАБОТОК В ОБЛАСТИ ЭО. доля образовательных организаций, реализующих инновационные проекты (являющих их инициаторами, разработчиками), в общей численности образовательных организаций республики - 50%.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА ВСЕХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ К ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ВСЕХ УРОВНЕЙ, ПЕРЕОБУЧЕНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ доля детей-инвалидов, обучающихся на дому с применением ЭО и ДОТ, в общей численности обучающихся на дому детей-инвалидов в регионе - около 20%; охват населения, обучающегося на базе центров общественного доступа, - более 10%.
СОЗДАНИЕ ИНДУСТРИИ ЭО В ЦЕЛЯХ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ, УКРЕПЛЕНИЯ КАДРОВОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН доля крупных организаций Республики Башкортостан, подключенных к системе ЭО, в общей численности организаций региона - около 50%.
ФОРМИРОВАНИЕ ВОСТРЕБОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СФЕРЕ ЭО
РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ, СОДЕРЖАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ доля обучающихся образовательных организаций, которым предоставлена возможность проходить процедуры обучения и промежуточной аттестации с соответствующим сопровождением в среде ЭО, в общей численности обучающихся республики - 100%; доля образовательных организаций, применяющих новые информационные технологии обучения при подготовке к ЕГЭ, в общей численности образовательных организаций республики - более 50%.
СОЗДАНИЕ СЕТИ ЦЕНТРОВ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ доля образовательных организаций, осуществляющих промежуточную аттестацию обучающихся на базе центров мониторинга качества образования, в общей численности образовательных организаций республики - 75%; доля образовательных организаций, участвующих в мониторинге качества образования на базе центров мониторинга качества образования, в общей численности образовательных организаций республики - более 50%.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭО На региональном уровне: разработка и реализация региональной программы развития ЭО; функциональное обеспечение регионального уровня ЭО; формирование и обеспечение функционирования региональной системы ЭО, баз данных и знаний в системе образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них данных в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение повышения квалификации педагогических и руководящих работников по проблемам развития ЭО; обеспечение администрирования системы ЭО; обеспечение возможности подключения сервисов работодателей к системе ЭО и ДОТ для реализации задач профориентации, социализации и самореализации молодежи; обеспечение доступа образовательных и других организаций к системе ЭО и ДОТ; развитие региональной системы тьюторства для реализации ЭО.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭО На муниципальном уровне: разработка и реализация муниципальных программ развития системы ЭО; функциональное обеспечение муниципального уровня ЭО; разработка и внедрение комплексных решений по автоматизации процессов управления и сбора информации на муниципальном уровне с последующей интеграцией на более высоких уровнях; создание и развитие муниципальных служб информатизации образования, обеспечивающих стандартизацию, унификацию и совместимость отдельных программных решений на муниципальном уровне; развитие муниципальной системы тьюторства для внедрения ЭО.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (АИС «Контингент») 19
Нормативная база Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2014 г. N 2125-р «Об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам» Распоряжение Правительства РФ от 14 февраля 2015 г. N 236-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по созданию единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам» Унифицированные функционально-технические требования к региональному сегменту единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам 20
Предпосылки создания межведомственной системы Отсутствие информации о фактическом и прогнозируемом количестве обучающихся Отсутствие актуального реестра образовательных организации Недостаточно эффективно решаются задачи планирования строительства ОО Не решена проблема единой идентификации обучающихся в различных ведомственных ИС 21
Дорожная карта I. Проектирование единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам II. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации III. Методическое обеспечение межведомственной системы IV. Разработка и внедрение федерального сегмента межведомственной системы V. Разработка регионального сегмента межведомственной системы 22
Унифицированные функционально-технические требования Цели создания регионального сегмента: повышение эффективности государственного и муниципального управления в сфере образования за счет использования современных информационных технологий; повышение качества оказания населению государственных и муниципальных услуг в электронном виде в образовательной сфере. Региональный сегмент должен реализовывать следующие ключевые функции: функции хранения и обработки данных; функции информационного взаимодействия с внешними информационными системами; функции по формированию аналитических и статистических отчетов; функции обеспечения безопасности информации. 23
ИС ОДО Региональный сегмент ЕФМС учета контингента Федеральный сегмент ЕФМС учета контингента Схема обмена данными 24 ИС СПО ИС ОО ИС ДОО
О системе АИС «Контингент» - региональный сегмент единой информационной системы учёта, мониторинга и контингента обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации. Обеспечение доступности актуальной информации о численном количестве обучающихся в ОО Республики Башкортостан Учет обучающихся в образовательных организациях Республики Башкортостан Мониторинг реестров представителями региональных и муниципальных органов управления образованием Сбор актуальной информации о текущей и итоговой успеваемости обучающихся Мониторинг миграции обучающихся Формирование необходимой статистической отчётности 25
Ролевая модель 26
Роли пользователей Администратор ОУО Сотрудник ОУО 27
Администратор системы Управление учетными записями пользователей своей и подчиненных организаций Возможности: работа с реестрами «Контингент», «Образовательные организации», «Органы управления» работа с отчетами по всем типам образовательных организаций создание/редактирование/удаление пользователей мониторинг информационных потоков 28
Сотрудник органа управления образованием Возможности: работа с реестром «Контингент» работа с реестром «Образовательные организации» работа с реестром «Органы управления» работа с отчетами по всем типам образовательных организаций Доступ к возможностям системы в рамках своей и подчиненных организаций. 29
Модули системы 30
Модуль «Портфолио ОО» реестр образовательных организаций реестр органов управления образованием общие сведения об образовательных организациях Модуль «Обучающийся ОО» реестр обучающихся образовательных организаций реестр родителей обучающихся образовательных организаций общая информация по контингенту обучающихся Модуль «Статистика и аналитика» статистика и отчетность на уровне региона отчеты по различным типам образовательных организаций настраиваемые параметры фильтрации Модуль «Интеграционная шина» взаимодействие с внешними информационными системами по учету данных о контингенте обучающихся взаимодействие с ГИС «Контингент» Модули системы 31
Контингент Назначение: формирование и работа с единым банком данных об образовательных достижениях обучающихся всех типов образовательных организаций на территории Республики Башкортостан Возможности: формирование единого реестра контингента обучающихся мониторинг истории миграции обучающихся мониторинг образовательных достижений обучающихся в разрезе текущих и итоговых оценок получение сведений о родителях (законных представителях) обучающихся получение сведений о сотрудниках образовательных организаций 32
Контингент 33
Портфолио обучающегося Общая информация: общие сведения и контакты документы обучающегося дополнительная информация (медицинская и физкультурная группа) родители (законные представители) Миграция обучающегося: данные об обучении в различных образовательных организациях данные об освоении учащимся образовательных программ достижения обучающегося Общая информация: 34
Успеваемость 35
Успеваемость 36
Успеваемость 37
Образовательные организации Назначение: формирование и ведение единого реестра образовательных организаций на территории Республики Башкортостан Возможности: поиск и сортировка образовательных организаций Республики Башкортостан предоставление сводной информации по образовательным организациям просмотр реестра обучающихся той или иной образовательной организации формирование необходимой отчётности в электронном виде 38
Образовательные организации 39
Портфолио образовательной организации Общая информация: общие сведения реквизиты контактные данные филиалы и корпуса Дополнительные сведения: данные об учебных классах (группах) образовательной организации данные об изучаемых в образовательной организации предметах данные об образовательных программах реестр обучающихся данной образовательной организации 40
«Классы (группы)» - список классов (групп) образовательной организации. При нажатии на наименование откроется информация о классе «Предметы» - перечень предметов с указанием их соответствия предметам из справочника «Образовательные области/программы» - перечень образовательных областей/программ образовательной организации Классы, предметы 41
Сотрудники образовательной организации 42
Органы управления Назначение: формирование и ведение единого реестра органов управления образованием на территории Республики Башкортостан Возможности: поиск и сортировка органов управления образованием Республики Башкортостан просмотр структуры органов управления образованием просмотр реестра подведомственных образовательных организаций просмотр реестра обучающихся 43
Органы управления 44
Портфолио ОУО Содержит: информационный блок с количеством подведомственных образовательных организаций информационный блок с количеством обучающихся в подведомственных образовательных организаций информационный блок с количеством подведомственных ОУО (для Министерства образования) общие сведения: - полное и краткое наименование организации - реквизиты организации - контактные данные организации (телефон, факс, , адрес официального сайта) 45
Отчеты Назначение: формирование статистической и аналитической отчётности на основе данных, хранящихся в АИС «Контингент» Возможности: формирование сводных статистических отчётов по различным типам образовательных организаций: - отчёты по успеваемости - отчёты по миграции - отчёты по структуре контингента - отчёты по комплектованию образовательных организаций - другие отчёты формирование динамических диаграмм по данным обучающихся выгрузка отчетов в форматах MS Excel и PDF 46
Статистика Содержит: сводную информацию о количестве образовательных организаций и численности обучающихся в образовательных организациях различного типа сводную информацию о численности обучающихся с указанием соотношения по полу 47
Отчёты образовательных организаций Миграция обучающихся между образовательными организациями Комплектование и наполняемость образовательных организаций Очереди на зачисление в образовательные организации Учет обучающихся, проживающих в других территориальных образованиях Выбывшие обучающиеся Успеваемость обучающихся образовательных организаций 48
Отчёт «Итоговая успеваемость» 49
Программный компонент, обеспечивающий взаимодействие (приём и передачу данных) с внешними информационными системами. Назначение: обеспечение возможности двустороннего обмена данными между системой и внешними ИС реализация возможности двустороннего взаимодействия с федеральным сегментом ИС «Контингент» обеспечение конвертации внешнего формата данных (поставляемых внешними ИС) во внутренний формат представления данных системы. Интеграционная шина 50
Пользователи Управление учетными записями: создание новых пользователей редактирование информации пользователей смена ролей пользователей настройка доступа пользователей к данным системы удаление пользователей 51
Ожидаемые результаты 52
Повышение открытости и прозрачности системы образования Повышение эффективности межведомственного информационного взаимодействия Повышения информированности органов власти в сфере образования Увеличение качества оказания государственных и муниципальных услуг Повышение оперативности и качества управленческих решений Республика Башкортостан 53
Прогноз количества нуждающихся в образовательных услугах Формирование полного набора данных об этапах обучения и достижениях обучающихся Повышение оперативности и качества управленческих решений Органы управления образованием и образовательные организации 54
Увеличение информированности об образовательных организациях и оказываемых образовательных услугах Сокращение количества документов и информации, подлежащих представлению для получения государственных или муниципальных услуг Родители и обучающиеся 55