Докладчик: Преемственность как показатель качества реализации образовательных Программ дошкольного и начального общего образования Н.А. Горлова, доктор пед. наук, профессор
ВОПРОСЫ: 1. Проблема преемственности целей (результатов), содержания и образовательного процесса как индикаторов качества реализации образовательных Программ ДО и НОО. 2. Универсальная стратегия образования, обеспечивающая преемственность и эффективность реализации образовательных Программ ДО и НОО. 1. Проблема преемственности целей (результатов), содержания и образовательного процесса как индикаторов качества реализации образовательных Программ ДО и НОО. 2. Универсальная стратегия образования, обеспечивающая преемственность и эффективность реализации образовательных Программ ДО и НОО. 2
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ «создаваемая общероссийская система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований…, объективность оценки…, преемственность между разными ступенями общего образования,… для принятия необходимых управленческих решений». [п.1, Р. 3. «Национальная стратегия действий в интересах детей» (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)] «1. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными». [Федеральный Закон об Образовании в РФ, Гл.7, ст.63] «1. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными». [Федеральный Закон об Образовании в РФ, Гл.7, ст.63]
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО И ФГОС НОО 3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) [п.1.6. ФГОС ДО] 3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) [п.1.6. ФГОС ДО] - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования [п.7 ФГОС НОО] - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования [п.7 ФГОС НОО]
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДО И НОО Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей [п.2.1 ФГОС ДО] «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества»; развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования [п.7 ФГОС НОО] «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества»; развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования [п.7 ФГОС НОО]
Стратегическая цель образовательных Программ ДО и НОО - развитие личности обучающихся в различных видах общения и деятельности с учетом требований информационного общества и особенностей развития обучающихся для обеспечения информационной безопасности человека, общества, государства.
Учет особенностей развития личности современного ребенка Современные дети обладают новым типом сознания – системно-смысловым, что требует изменения подходов в развитии личности в образовательном процессе (в единстве обучения и воспитания) 7
РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ Педагог понимает: Что есть личность в образовании и особенности развития личности в каждом возрасте Как развивать личность ребенка в образовательном процессе (при обучении и воспитании) Педагог понимает: Что есть личность в образовании и особенности развития личности в каждом возрасте Как развивать личность ребенка в образовательном процессе (при обучении и воспитании) Педагог использует: Стратегию социального развития ребенка (в обществе, в семье, группе сверстников) Стратегию персонального развития личности в образовательном процессе Педагог использует: Стратегию социального развития ребенка (в обществе, в семье, группе сверстников) Стратегию персонального развития личности в образовательном процессе
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ ДО И НОО «Содержание Программы должно… охватывать следующие направления развития и образования детей (далее – образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое» [п.2.6. ФГОС ДО] «…развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [п.7 ФГОС НОО]
Обучение в дошкольном образовании? Дошкольное образование - первая ступень общего образования (обучения и воспитания); в дошкольном образовании – ОБУЧЕНИЕ [Закон об Образовании в РФ, ФГОС ДО] Педагог (воспитатель) должен уметь реализовать в единстве процессы обучения, воспитания и развития детей (Проф. стандарт педагога) Следовательно, образовательная Программа дошкольного образования должна обеспечить преемственность в обучении, воспитании и развитии детей и их подготовку к следующему этапу развития – начальной школе, сохранив самоценность дошкольного детства. Дошкольное образование - первая ступень общего образования (обучения и воспитания); в дошкольном образовании – ОБУЧЕНИЕ [Закон об Образовании в РФ, ФГОС ДО] Педагог (воспитатель) должен уметь реализовать в единстве процессы обучения, воспитания и развития детей (Проф. стандарт педагога) Следовательно, образовательная Программа дошкольного образования должна обеспечить преемственность в обучении, воспитании и развитии детей и их подготовку к следующему этапу развития – начальной школе, сохранив самоценность дошкольного детства.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДО И НОО В развитии личности детей дошкольного и младшего школьного возраста в различных видах общения и совместной деятельности, что обеспечит их успешную социализацию (личностный подход в образовании) В развитии универсальных и творческих способностей (УУД) обучающихся в едином процессе обучения и воспитания (деятельностный подход - универсальная технология преобразующего обучения)
Эффективная Программа Программа образовательной организации не должна дублировать то, что написано в Стандарте, где изложены требования к целям, задачам, содержанию и условиям организации образовательного процесса; Программа должна конкретизировать эти требования и раскрывать пути (условия, формы, средства, способы и пр.) реализации преемственности; Программа должна быть понятна педагогам, родителям, учащимся и пр. - всем участникам образовательных отношений; выступать инструментом к действию: включать методическое сопровождение и диагностический инструментарий. Программа образовательной организации не должна дублировать то, что написано в Стандарте, где изложены требования к целям, задачам, содержанию и условиям организации образовательного процесса; Программа должна конкретизировать эти требования и раскрывать пути (условия, формы, средства, способы и пр.) реализации преемственности; Программа должна быть понятна педагогам, родителям, учащимся и пр. - всем участникам образовательных отношений; выступать инструментом к действию: включать методическое сопровождение и диагностический инструментарий.
Выводы: Преемственность образовательных Программ позволит повысить их эффективность и качество образования в целом. Для того, чтобы «создаваемая общероссийская система оценки качества образования обеспечила …преемственность между разными ступенями общего образования», необходимо формировать культуру проектирования образовательных Программ. Преемственность образовательных Программ позволит повысить их эффективность и качество образования в целом. Для того, чтобы «создаваемая общероссийская система оценки качества образования обеспечила …преемственность между разными ступенями общего образования», необходимо формировать культуру проектирования образовательных Программ.
Докладчик: Спасибо за внимание!