К ОНФЛИКТ В МЕЖЛИЧНОСТНЫ Х ОТНОШЕНИЯХ. Выполнила: Вторушина Александра
В ИДЫ КОНФЛИКТОВ : Внутриличностный конфликт - это, если в качестве конфликтующих сторон выступают разные части нашего «Я», которые входят в столкновение. Межличностный конфликт - это, если конфликт возникает как противоборство двух или более людей, обусловленное разнонаправленными целями, мотивами, позициями, интересами. Межгрупповой конфликт - это конфликт, когда его субъектами являются социальные группы, преследующие различные цели, отстаивающие свои интересы, ценности, представления и т.п.
С ТРУКТУРА МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА Первая модель описания конфликта исходит из признания существования: - конфликтной ситуации- основы для конфликта; - объекта конфликта -того, чем хотят овладеть оппоненты(власть, авторитет, должность и т.д.); - участников(оппонентов) - «носителей» противоположностей, разнонаправленных тенденций(целей, интересов и т.д.). Для того чтобы ситуация из потенциально возможной переросла в реальный, актуальный конфликт, необходим инцидент - открытое столкновение противоборствующих сторон, цель которого- получение позитивного результата только для одной стороны. Конфликтная ситуация - это потенциальная зона, в которой возможна профилактика конфликта или его разрешение в более безопасных формах по сравнению с разрешением ситуации непосредственно во время инцидента.
Д ИНАМИКА МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА Динамика конфликта традиционно рассматривается как последовательная смена четырёх стадий. Первая стадия -это возникновение конфликтной ситуации. Вторая стадия -это, когда объективная ситуация осознаётся в качестве таковой хотя бы одним из участников. Третья стадия -это, когда происходит переход к конфликтному взаимодействию. Четвёртая стадия- это, когда происходит полное или частичное разрешение конфликта.
П ОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ. Взаимодействие в общении принято разделять на два противоположных типа: кооперацию(сотрудничество) и конкуренцию(соперничество).Эти типы взаимодействия могут проявляться в любом общении, не только в конфликтном. Одна из типологий рассматривает стратегии взаимодействия как двумерную модель: ориентация на собственные интересы, их удовлетворение Ориентации на интересы другого человека, оказание помощи в их удовлетворении
Выделяют пять основных стратегий взаимодействия в конфликте в процессе его разрешения. Выбор стратегии поведения зависит от конкретной ситуации. Соперничество - ориентация на свои интересы, получение результата только для себя. Интересы другого человека, общение с ним игнорируется, абсолютно не учитываются. Сотрудничество- одновременная направленность на удовлетворение интересов другой стороны в своих собственных. Компромисс - половинчатая стратегия. Частичный отказ от собственных интересов позволяет также частично удовлетворить их. Избегание как стратегия поведения демонстрирует уход от удовлетворения собственных интересов, что не позволяет другому участнику удовлетворить свои интересы. Приспособление - это отказ от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов другого человека.
От чего зависит выбор стратегии сотрудничества и организации совместной деятельности? Во- первых, выбор способа поведения в конфликте зависит от ценностей и ценностных ориентаций личности. Так, для человека, придерживающегося стратегии сотрудничества, типично восприятие партнёра по общению или взаимодействию в конфликте как уникального существа, равного самому себе. Преобладающими установками сотрудничающей личности является готовность удовлетворять интересы обеих сторон в совместной деятельности, понять внутренний мир другого человека, обращать внимание на позитивные проявления оппонента.
Рассмотрим теперь, какие особенности характеризуют личность, склонную к конфликтному поведению. В психологии существует специальное понятие «конфликтогенная» личность, т.е.такая, которая в любых обстоятельствах создаёт вокруг себя проблемные, конфликтные ситуации и взаимоотношения. Очень часто «конфликтогенная» личность порождает особый вид конфликтов- так называемые нереалистические или субъективные нецеленноправленные конфликты. В таких конфликтах отсутствует реальная цель достижения какого-либо результата деятельности.
К АК УСПЕШНО РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ. Итак, конфликта не стоит бояться. Если подойти к нему как к проявлению противоречий, то вполне можно признать, что ничего страшного в конфликте нет. Тем не менее большинство конфликтологов полагают, что практически каждый конфликт можно разрешить рационально и конструктивно: Путями конструктивного разрешения конфликта являются переговоры, помощь посредника, миротворчество. Для конструктивного разрешения конфликта необходимо ясно понимать, в чём его суть, из-за чего он существует, какое противоречие лежит в его основе. Затем необходимо разобраться, кто является истинным участником конфликта, кого он касается непосредственно. Потом необходимо определить позиции, интересы и ранги участников. Только владея всей этой информацией и хорошо обдумав её, можно выбирать способ действия и реализовать её на деле.
Если вы готовы преобразовать конфликт в сотрудничество, используйте 4-шаговый метод: найдите время для беседы с оппонентом и основные правила, которые помогут понять друг друга. подготовьте условия-место, время, обстоятельства, помогающие развитию диалога. определите основную проблему, разделите её на ряд под проблемы обсудите возможные решения, начиная с самых простых. заключите договор или конкретное соглашение, лучше в письменном виде, поскольку со временем информация искажается и забывается, что может стать источником нового конфликта.
С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !