Структура курса «Методологические основы психологии»
Уровни методологии (Э.Г.Юдин) 1.Философский уровень методологии 2.Общенаучный уровень методологии 3.Конкретно-научный уровень методологии 4.Технологический уровень, или уровень конкретного метода
Философский уровень методологии Мистич.Практич.Логич.Эмпирич.Гуманит. Ест.- научн.
Общенаучный уровень методологии Отношение к истине в науке: монизм, плюрализм, либерализм. Этап развития науки: нормальная наука, кризис, научная революция. Тип рациональности в науке: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Обобщающие методологические конструкции: структурный подход, структурно- динамический, комплексный, системный и т.д.
Конкретно-научный уровень методологии Психологические школы и их подходы к изучению психологического мира (предмета психологического исследования): Структурализм (В.Вундт, Э. Титченер) Функционализм (У.Джеймс) Психоанализ (З.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер) Гештальт-психология (М.Вертгеймер, В.Кёлер, К.Коффка)
Конкретно-научный уровень методологии Психологические школы и их подходы к изучению психологического мира (предмета психологического исследования): Бихевиоризм (Дж.Уотсон, Б.Скиннер) Культурно-историческая психология (Л.С.Выготский) Когнитивная психология (У.Найссер, Дж.Миллер, Н.Хомски, А.Ньюэлл) Гуманистическая психология(А.Маслоу, К.Роджерс, Г.Оллпорт, В.Франкл)
Технологический уровень, или уровень конкретного метода Естественно-научная психология: наблюдение, эксперимент, структурированное интервью Гуманитарная психология: интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, диалогическая беседа, биографический метод, интуиция, интерпретация внутреннего мира, герменевтика Классификация методов по критерию стратегии исследования (естественно- научная vs гуманитарная ), Слободчиков, Исаев