Особенности перехода от младшего школьного к младшему подростковому возрасту: 1.Внутренние изменения. *Переход из начального в среднее звено школы является.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают; возросший объем работы как на уроке, так и дома; новые требования к оформлению работ;
Advertisements

Возрастные особенности пятиклассников. Происходит замена ведущей деятельности с учебной (что характерно для младшего школьника) на общение со сверстниками.
Переход из начального звена в среднее важный этап в жизни ребенка.
ЧЕТВЕРОКЛАССНИКИ. Какие же общие умения важны для успешного обучения? – слушать учителя; – выделять главную мысль сообщения; – связно пересказывать содержание.
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным.
Подготовила Бурдуковская И.А.. Адаптация – процесс приспособления к новым условиям. Дезадаптация – неумение решать новые задачи, поставленные самой жизнью.
" Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы "
(Как стать успешным) Автор: Алексеева Г.В., учитель математики МАОУ СОШ с. Мошенское.
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
" Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы "
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы. Возрастные психологические особенности пятиклассников: Обретение чувства взрослости - основная характеристика.
Возрастные особенности младшего подростка: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись.
Адаптация пятиклассников к новым условиям. Возникающие проблемы очень много разных учителей; непривычное расписание; много новых кабинетов; новые дети.
Обретение чувства взрослости – основная характеристика младшего подростка Поиск собственной уникальности, познание своего Я Замена ведущей учебной деятельности.
Родительское собрание Подготовила: учитель начальных классов МОУ «Гимназия 23» Земкина Людмила Михайловна Цель: создание социально - психологических условий.
Адаптация – это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, это постоянный процесс приспособления индивида к условиям.
Трудности адаптации пятикласников в школе ВыполнилаПедагог-психолог Алтынникова Ирина Павловна МОУ «СОШ 95 им.Н.Щукина п.Архара»
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Адаптация.
«Трудности адаптации пятиклассников в школе». радость, восторг, от того, что ваш ребёнок учится в данном классе, школе. страх, ожидание беды, беспокойство.
Ваш ребёнок – пятиклассник: трудности и пути их преодоления.
Транксрипт:

Особенности перехода от младшего школьного к младшему подростковому возрасту: 1.Внутренние изменения. *Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. * Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. * Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. *Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. *В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности. * Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

* Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков. 2.Внешние изменения в жизни 5-классников: НОВЫЕ УЧИТЕЛЯ НОВЫЙ РЕЖИМ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВЫЕ ПРАВИЛА

Трудности 5-классников: - возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают; - возросший объем работы как на уроке, так и дома; - новые требования к оформлению работ; - необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

Признаки трудности в период адаптации: 1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка. 2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне. 3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. 4. Нежелание выполнять домашние задания. 5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. 6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. 7. Беспокойный сон. 8. Трудности утреннего пробуждения, вялость. 9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Признаки и суть дезадаптации В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды: 1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. 2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). 3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. 4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка. 5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Сроки адаптационного периода В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер.

Помощь родителей в период адаптации В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Ориентировочное распределение видов деятельности пятиклассника в сутки: 1.Учебные и факультативные занятия – 4-4,5 часа 2.Учебные занятия дома (с учетом перерывов) – 2-2,5 часа 3.Подвижные игры и спортивные развлечения – 2-3 часа 4.Внеклассные и внешкольные занятия, творческая деятельность, общественно-полезный труд, помощь семье, чтение художественной литературы – 1-2 часа 5.Утренняя гимнастика, закаливание. Прием пищи, туалет – 2-2,5 часа. 6. Сон ночной – 9-10 часов.

- Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. - Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. - Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. - Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников), - Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. - Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость. - Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. - Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. - Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка. Рекомендации родителям