Слово «мониторинг» (от латинского «monitor») в переводе означает напоминающий или предостерегающий.
Понятие «мониторинг» может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения управляющего звена своевременной и качественной информацией о состоянии системы и происходящих в ней процессах.
Понятие «мониторинг» в научной литературе 80-ых годов XX века наиболее общим образом обозначает различную «деятельность по наблюдению», «систему повторных, целенаправленных наблюдений» или «методику и систему наблюдений». Во всех определениях ключевым словом является слово «наблюдение». Позже, в более поздний период наблюдение сменяется на «контроль с периодическим слежением» или «процесс отслеживания информации по изучаемой системе».
Мониторинг – это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития.
Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося (ребенка), создания банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося (ребенка).
Психологический мониторинг реализует следующие задачи: получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в школе; предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня; структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.
При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе: познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности; мотивационная сфера и динамика ее развития; эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса; личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.
Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям: психологическая диагностика > анализ результатов > рекомендации, консультация > коррекционные мероприятия > психологическая диагностика > анализ результатов > рекомендации, консультация > коррекционные мероприятия и т.д.
Психологический мониторинг – это комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.
В результате комплексного изучения, параллельного использования двух направлений деятельности (психолога – психодиагностическое обследование, педагога (воспитателя) – метод экспертного наблюдения) получаем два ряда данных, отражающих одни и те же явления, что значительно расширяет возможности интерпретации результатов.
Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность: определить относительное место учащегося в классе и параллели; провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру; выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями; отследить динамику изменений результатов от года к году; провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам.
Электронная модель психологического мониторинга: Дает возможность производить ввод списков учащихся по группам и классам; Осуществляет хранение психологических характеристик учащихся; Дает возможность получать подробную информацию об отдельном ученике, классе, параллели, группе; Содержит сведения об используемых в системе психологических методиках, нормах и алгоритмах расчетов;
Электронная модель психологического мониторинга: Позволяет проводить тестирование в соответствии со сформированной базой психологических методик и хранение результатов психологической диагностики; Дает возможность ввода и накопления психолого-педагогических рекомендаций; Позволяет получать статистические данные в виде диаграмм; Позволяет формировать отчеты психолога учебного заведения о проделанной работе.
Электронная модель психологического мониторинга Примеры работы с программой
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!