Московское государство в конце XV – начале XVI века.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Московское государство в конце XV – начале XVI века.
Advertisements

Проверка Д/з (тестирование) 1. Современником Ивана III был: а) хан Батый; б) хан Ахмат; в) Чингисхан. 2. Окончательное присоединение Новгорода к Москве.
Учитель истории ЦО 1828 «Сабурово», Эсманская Алла Георгиевна.
На Руси был один правитель Русь стала именоваться Россией Появился новый титул- государь всея Руси Увеличение численности войска Улучшилось положение крестьян.
Создание единого русского государства. Конец ордынского владычества.
Московское государство в конце XV – начале XVI века.
Московское государство в конце XIV – начале XVI века Д/З: § 21, вопросы 2,4,5, пересказ, Р/Т 3-6.
ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 1. Боярская дума 2. Дворец 3. Казна а ) Государева печать, внешняя политика, финансы б ) совещательный орган в ) ведение.
Иван III – государь всея Руси. Самодержец - не ограниченный в своей власти, самодержавный правитель; монарх. Софья Палеолог.
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.
История России 6 класс. присоединение Твери к Москве Присоединение Новгорода к Москве издание Судебника освобождение от ига Золотой Орды 1497 г
Московское государство в конце 15- начале 16 века. Составила учитель школы 628 Сычева Л.С.
Гимназия 22 город Майкоп Иван III Государь всея Руси, самодержец
Жители Российского государства во второй половине XV - начала XVI века. Жители Российского государства во второй половине XV - начала XVI века.
ИВАН III (1462 – 1505). НОВГОРОДСКОЕ БОЯРСТВО - группировка вокруг Марфы Борецкой и ее сыновей считала, что сохранить новгородские вольности можно только.
Личность ИванаΙΙΙ. Изменения в политическом, экономическом и социальном строе в x V - x VΙ вв. Фёдорова И.А. МАОУ «Лицей 36»
Учитель истории Барканова Ю.С. «Гатчинская МОУ средняя общеобразовательная школа 9 с углубленным изучением отдельных предметов»
Иван III – государь всея Руси. Почему « всея Руси»? Надо найти доказательства!
Образование единого государства 1462 г г. княжение Ивана III.
Транксрипт:

Московское государство в конце XV – начале XVI века.

Возвышение великокняжеской власти 1472 г. – женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Заимствование византийского герба с двуглавым орлом.

гг. – правление Ивана III Принял новый титул – государь всея Руси. Провозгласил себя самодержцем. На торжественных приемах стал появляться со скипетром и державой – символами верховного правления. Голову венчала великокняжеская корона – шапка Мономаха.

Органы управления государством Великий князь Боярская дума – совещательный орган бояр 5-6 окольничих Общегосударственные ведомства Дворец (дворецкий) Казна (казначей)

Дворецкий Ведал дворцовыми землями великого князя. Рассматривал земельные споры. Вершил суд. Казначей Контролировал взимание налогов и таможенных сборов (пошлин). Хранил государственную печать, государственный архив. Занимался вопросами внешней политики.

Волости Станы Волостели Собирали налоги Следили за исполнением княжеских указов Чинили суд и расправу Уезды Территория страны Местничество Люди назначались на все должности в зависимости от знатности рода и от того, какие должности занимали их предки Кормление Содержание должностных лиц за счёт местного населения

Преобразования в войске Увеличение численности войска. Предоставление поместий служилым людям. Поместье – земля, которую дворяне получали за службу. Помещик – владелец поместья. Создание единой военной организации – московского войска из помещиков.

Землевладение на Руси в XV веке Дворцовые земли – земли великого князя Церковные и монастырские земли Поместья – земли, предоставляемые за службу Государственные земли Вотчины – земли, передаваемые по наследству

Вторая половина XV века – окончательно утвердилось пашенное земледелие с трехпольным севооборотом 1 год Яровые Озимые Пар 2 год Пар Яровые Озимые 3 год Озимые Пар Яровые

Распространение трехполья: Озимой культурой стала рожь. Яровой культурой стал овес. Сократились посевы пшеницы, ячменя и проса. Широкое распространение получила гречиха. На смену сохе приходит плуг.

1497 год – Судебник Ивана III – первый свод законов единого государства Установлен единый срок перехода крестьян: неделя до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделя после. Уходя от помещиков, крестьяне должны были заплатить ему пожилое – плату за проживание на земле (1 рубль с человека). Введение Юрьева дня – первое ограничение крестьянской свободы

Крестьяне Владельческие – крестьяне, проживавшие на землях помещиков и вотчинников Черносошные – крестьяне, проживавшие на государственных землях Дворцовые – крестьяне, проживавшие на землях великого князя Казаки – («вольные люди») беглые крестьяне, жившие на окраинах страны, занимавшиеся земледелием и охраной границ

Церковь и государство в конце XV – начале XVI века

год – собор (собрание) русского православного духовенства избрал митрополитом рязанского епископа иону е гг. XV века – русская церковь приобрела полную самостоятельность от греческой. 3. Авторитет церкви вырос. 4. В выборе митрополитов великие князья играли активную роль

Монастыри Скромные монастыри в виде скитов (Соловецкий монастырь) Богатые монастыри (Троице-Сергиев, Иосифо-Волоцкий монастыри)

XIV-XVI вв. – время острых религиозных споров на Руси. Появление ересей. XIV век – ересь стригольников. 70-е гг. XV века – ересь «жидовствующих» 1490 год – Церковный собор осудил ереси. Началось жестокое преследование еретиков на Руси.

XV век – споры о церковном землевладении Нестяжатели – выступали против монастырского землевладения и за сильную великокняжескую власть. Нил Сорский. Иосифляне – защищали монастырские владения, власть главы церкви считали выше великокняжеской (потом признали первенство князя) Иосиф Волоцкий.

Разработка теории «Москва – Третий Рим» год – митрополит Зосима сравнил Ивана III с римским императором Константином, а Москву с Константинополем. В начале XVI века монах Филофей назвал Москву Третьим Римом, а «четвертому Риму не бывать».

Русская православная церковь, избавившись от византийской зависимости, значительно повысила свой авторитет как духовного центра русского государства. Однако она постепенно начинает попадать в зависимость от великокняжеской власти.

Домашнее задание § 22