Педагогический проект «Правовая социализация детей старшего дошкольного возраста» ЦРР д/с 57 « Ладушка» МБДОУ
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – выявить оптимальные условия правовой социализации детей старшего дошкольного возраста ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ: 1. Изучить и проанализировать методическую литературу по вопросу правового воспитания детей старшего дошкольного возраста. 2. Изучить и охарактеризовать современное состояние проблемы правового воспитания посредством создания различных педагогических условий. 3. Разработать содержание, методы и дидактический материал, обеспечивающий реализацию задач правового воспитания. 4. Оценить эффективность разработанной методики. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Познакомить с Конвенцией ООН о правах ребёнка, сформировать осознание наличия собственных прав и прав других детей. 2. Создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, развитие коммуникативной компетентности ребёнка. 3. Определить основные методы, формы правовой социализации старших дошкольников. 4. Разработать план работы по реализации проекта.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: РАЗВИВАЮЩИЕ: 1. Развивать чувство причастности к событиям, которые происходят в мире, государстве, городе. 2. Развивать в сознании ребёнка чувство принадлежности к своей культуре, а также уважение к культурам других национальностей. 3. Развивать социальные навыки. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 1. Воспитывать свободную и ответственную личность гражданина правового государства, который знает свои права и способы их защиты, уважает других членов общества и способен осуществлять осознанный выбор действий. 2. Воспитывать умение ребёнка защищать свои права или находить помощь при невозможности самозащиты.
Этапы проекта: Этапы проекта: 1 этап-подготовительный.(Декабрь 2011 г.) Изучение теоретического аспекта по реализации проекта; Изучение современных требований к содержанию и организации работы по образовательной области «Познание»; Отбор диагностических методик для выявления уровня развития правовых знаний; Создание организационных, научно- методических условий для реализации проекта.
Этапы проекта: 2 этап-практический.(Январь-декабрь 2012 г.) Внедрение развивающих технологий проекта в психолого-педагогический процесс; Внедрение разнообразных форм дифференцированной и индивидуальной работы для правовой социализации детей шестого года жизни; Разработка эффективных форм работы с родителями по вопросам правового воспитания детей старшего дошкольного возраста. 3 этап-заключительный.(Декабрь 2012 г.) Оценка эффективности реализации проекта; Анализ проведенной работы.
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Внедрение в работу игр и упражнений на правовую тематику способствует поэтапному обогащению речи детей правовыми понятиями, формируют интеллектуальный багаж знаний, дают возможность ребёнку проявить себя в воображаемой ситуации.
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Использование в ходе проекта произведений художественной литературы, которые дают возможность воспитателю проявить творчество, индивидуальность и в то же время сделать процесс познания интересным, доступным.
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: С детьми в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности. С родителями-посредством вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «Семья- Детский сад»
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Использование в работе с детьми основных правовых категорий, позволило выстроить работу по формированию у детей правовых знаний более полно, системно и целенаправленно. Кроме того, каждая категория может быть реализована автономно в виде мини-программы, поскольку содержит богатый материал для работы с детьми.
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Знакомство детей с новыми, современными ПРОФЕССИЯМИ вызывает большой интерес, кроме того этих знаний требует сама жизнь
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Знакомство с правами оказывает огромное влияние на развитие личности ребёнка, на становление его ценностных ориентаций и осознанных потребностей.
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Знакомство детей с правами пополнило эмпирический набор представлений о правах не только совей страны, но и других стран. Появились представления о разном уровне жизни людей, об умении правильно пользоваться правами.
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Осуществление преемственности между ДОУ и семьями воспитанников повысило интерес к профессиональной деятельности родителей. Дети стали активно использовать в речи правовую терминологию. У родителей повысилась уверенность в необходимости обучения детей правам, которые помогут познать окружающий мир и найти нестандартные способы решения проблем, возникающих в современном мире.
Перспективы: По результатам реализации проекта я вижу перспективы в разработке методики работы по использованию художественной литературы, народного творчества, русских народных сказок по ознакомлению детей с азами прав начиная со среднего возраста.
ВЫВОДЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ХОДЕ ПРОЕКТА: 1. Теоретический анализ истории развития правового воспитания, как науки, раскрыл структуры правовых отношений, которые возникают в связи с деятельностью людей, складываются на производстве, семье и быту. 2. Изучение социально-правового подхода к пониманию содержания правового воспитания дошкольников, показало, что необходимо воспитывать дошкольника социально адаптированной личностью. Такое воспитание должно осуществляться не только в условиях общественного, но и семейного воспитания.
ВЫВОДЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ХОДЕ ПРОЕКТА: Анализ современных образовательных программ и методических пособий выявил дефицит в области правовой подготовки детей в нашей стране. Для восполнения пробелов были разработаны программы и технологии в которых делается попытка заложить основы правового мышления у дошкольников: Шорыгина Т.А.- Беседа о правах ребёнка, Смагина Л.И.- Права ребёнка теория и методика. Также созданы методические пособия /Программа развития и обучение детей в детском саду, Житкова- Приключения маленького человечка: занятие с дошкольниками на нравственно-правовые темы и др./, в которых раскрывается методика правового воспитания дошкольников через различные виды деятельности.
Экспериментальные данные доказывают, что обучать детей основам правовых знаний необходимо уже в дошкольном возрасте, чтобы не упустить колоссальный потенциал в развитии ребёнка. Экспериментальная группа детей. Контрольная группа детей.