Интеллект – это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом совпадения истины и блага. Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффектному решению проблем, в частности при овладении новым кругом задач. Согласно академику Н.Н Моисееву, интеллект – это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей.
Содержание понятия интеллекта. Любопытство глубина ума гибкость и подвижность логичность мышления
Признаками и проявлением нарушения интеллекта является не умение использовать анализаторы для восприятия действительности. ( Его взгляд как бы скользит по предметам, слух не улавливает многих звуков. Он слушает, но не слышит, смотрит, но не видит. И происходит это часто не из-за физических недостатков, а потому, что ребенок не осмысливает воспринятого, не испытывает потребности познать окружающий мир). Пассивность детей с нарушениями интеллекта в познавательной деятельности приводит к тому, что их эстетическое восприятие при поступлении в I класс специальной коррекционной школы значительно отстает от нормы.
Основные задачами специальной коррекционной школы. Развитие психических процессов Развитие познавательных возможностей и интересов Развитие физических возможностей детей. Развитие творческих способностей детей
Значение развития творческих способностей для продвижения ребенка. Формирование эмоционально – эстетических восприятий. Обогащение представлений детей об окружающей природе. Обогащение зрительных образов. Развитие художественного вкуса Формирование умений отличать прекрасное от безобразного, истинную красоту от ложного. Выработка системы художественного представления, взглядов, убеждений. Воспитание эстетической чуткости. Развитие эмоциональной сферы ( радости, восторженности, умение восхищаться и т.д). Развитие нравственных начал в личности ребенка.
Инструменты развития творческих способностей. 1. Развитие умений использования анализаторов для восприятия окружающей среды. 2. Эстетическое просвещение 3. Эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание – это процесс систематического и целенаправленного формирования умений адекватно воспринимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию. Эстетическое неразрывно связано с этическим – это научное положение лежит в основе методологии эстетического воспитания. Таким образом, красота и нравственность способствует развитию личностных качеств ребенка. Эстетическое воспитание предполагает: 1) осмысление содержания и средств выражения прекрасного; 2) эмоциональное отношение ко всему окружающему; 3) стремление к самостоятельному художественному творчеству; 4) наличие эстетических и нравственных суждений.
Задачи эстетического воспитания. Формирование нравственно духовных ценностей через приобщение к прекрасному, через художественную культуру, через приобщение к мировым художественным ценностям эпохи и народов, через призму национального и общечеловеческого. Формирование средствами искусства человека с новым, более высоким уровнем самопознания, способностью к целостному ведению мира, воплощению ценностных представлений о нём в собственной творческой деятельности. Формирование умение жить в коллективе, проявлять себя в общении с миром культуры и людьми.
Формы эстетического воспитания Работа в кружке изо Пение и музыка Хореография Театрально- кукольная студия Мягкая игрушка
Работа в кружке изо «Народное творчество».
Пение и музыка
Хореография
Театрально-кукольная студия
Мягкая игрушка
С помощью эстетических чувств и сознания мы главным образом воспринимаем и оцениваем красоту в искусстве и действительности. Благодаря художественным способностям человек сам создает прекрасное в процессе творческой деятельности. Несомненно, развивать способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности необходимо ужу в раннем возрасте. В настоящее время этот опрос особенно актуален, так как на школьников с нарушением интеллекта ежедневно обрушивается поток разнообразной информации, которую детский мозг не всегда способен адекватно воспринимать. Поэтому существует потребность в выработке у школьников с нарушением интеллекта системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса.