I в. до н. э.V в. н. э. римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой. Наряду с римлянами, к римской философии относятся также греки представители римских школ. Основные школы: Эклектизм Римский эпикуреизм Поздняя стоя
Эклектизм - способ построения философской системы путём сочетания различных положений, заимствованных из других философских систем. Представителем школы Эклектизма был Цицерон. Эклектизм Цицерона был сознательным выбором мыслителя, стремившегося отобрать из многообразия греческой философии те положения, на основе которых было бы возможно создать прагматическую философию, отвечающую практицизму римского мышления, не склонного к рассуждениям об отвлеченных предметах, и прочно стоящего на почве «здравого смысла» Ты не скован законами одной философской школы, а свободно черпаешь повсюду то, что тебя привлекает правдоподобием. Цицерон.
Эпикуреизм философское учение, исходящее из идей Эпикура о том что главным критерием истины являются ощущения, в которых даётся нам жизнь. Представителем Римского эпикуреизма был Тит Лукреций Кар. Следуя теории эпикуреизма, Лукреций постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей. Он считал, что целью жизни человека должна быть атараксия (от греч. ataraxia отсутствие волнений, невозмутимость, в философии Эпикура и его школы состояние душевного покоя, невозмутимости, к которому должен стремиться человек, в особенности мудрец), аргументированно отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь.
Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику. Марк Аврелий будучи представителем позднего стоицизма, наибольшее внимание в своей философии уделяет этике, а остальные разделы философии служат целям пропедевтическим. Аврелий усматривает в человеке три начала, добавляя к душе и телу ещё интеллект. Он считал что нужно привести свой разум в согласие с природой целого и достигнуть благодаря этому бесстрастия. В согласии со всеобщим разумом заключено счастье.
Христианская философия - полемика христианской веры с господствующей современной философией. Особенно в ней выделяют два направления : Патристика Схоластика
Патристика - философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.
Августин Блаженный Аврелий ( г, г.) Философия Августина возникла как симбиоз христианских и античных доктрин. Он создал онтологическое учение о Боге как абстрактное бытие, исходил не из объекта, а от субъекта, от самодостаточности человеческого мышления. Бытие Бога, можно вывести непосредственно из самопознания человека, а бытие вещей нет. Психологизм всего проявился в его учении о времени, как сущность, не может существовать без души, которая помнит, ждет, наблюдает действительность.
Схоластика - систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского богословия и логики Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теолого догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. В повседневном общении схоластикой часто называют знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/ гг.). Фома Аквинский различал следующие виды бытия: потенциальное, актуальное. Каждая вещь потенциально становиться другой. Все существующее неполно, т.к. оно может стать потенциально другим. В любой реальной вещи заложена потенция для ее изменения, следовательно, полнота бытия не может быть определена материальными вещами. Статусом предельного бытия обладает Бог, который является трансцендентной сущностью, бесконечной в пространстве и времени.