Формы представления и процедура защиты исследовательской работы Составитель: Тюменцева Любовь Ивановна Учитель химии МОУ гимназии 18 Дата: г.
Формы защиты исследовательской работы Стендовый доклад Доклад Электронные презентации
Стендовый доклад – общие требования Стендовый доклад как способ представления научных результатов появился более двадцати лет назад. Стендовый доклад – демонстрационный материал. Общие требования к оформлению стендового доклада: - тема работы; - исходные данные учащегося и его научного руководителя; - определена цель; - главное содержание работы; - выводы исследования; - схемы, графики, записи регистрирующих приборов, фрагменты лабораторных журналов, инструментарий, образцы изделий.
Оформление стендового доклада Каждому автору предоставляется: Рабочая площадь размером 2.5x2.5м2; Деревянный подрамник(шириной 1.2м, высотой1.8 м, с нижней границей 0.6 м над уровнем пола) для размещения графиков, рисунков, таблиц, небольшого по размеру текстового материала и т.д. Указка, кнопки, липкая лента. Аудитория оборудована: столами, доской, проекционной аппаратурой.
Материалы стендового доклада Должны содержать: Заголовок; Аннотацию; Введение; Постановку задачи и методику исследования; Результаты; Выводы.
Материалы стендового доклада Заголовок форматом 0.2х1.2 м включает название доклада, ФИО и место учебы (работы) авторов. Материал располагают на листах формата от А4 (210х297) до А1 (594х840) Рисунки и таблицы должны иметь название; Формат рисунков, таблиц, высота букв, толщина линий на графиках должны прочитываться с расстояния не менее 2 м.
Рекомендуемая высота шрифтов Название доклада – 3 см; ФИО и место учебы (работы) авторов, заголовки разделов (Аннотация, Введение и т.п.), обозначение координатных осей на графиках - 2 см; Остальной текст – 1 см. Необходимый размер текста может быть получен с помощью фото - или ксерокопии.
Порядок защиты доклада Во время сессии один из авторов должен находиться у своего стенда. Для размещения материалов предоставляется – 30 мин; За 10 мин до сессии стенд должен быть готов; После сессии мин отводятся участникам для их знакомства с другими докладами.
Доклад Доклад – публичное выступление, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. Задача докладчика: точно и эмоционально изложить суть исследования. Первые слова выступающего должны быть просты, доступны, понятны и интересны. Вступление: сообщается тема, актуальность исследования, проблемы, гипотезы, объект исследования, цель и задачи исследования. Главная часть: во время доклада отражается основное содержание всех разделов и глав, отражая самое главное. Заключение: итоги выше сказанного, подчеркивается важность темы, пути развития темы, новые задачи, пожелания. Желательно придерживаться плана, соответствующего структуре и логике выполнения исследовательской работы. Примечание: при необходимости что-то уточнить зал задаст вопросы.
Типы вопросов Вопрос – капкан предполагает уловку; Контрвопрос нейтрализует мысль; Блокирующий вопрос блокирует инициативу; Каверзный вопрос противодействует фальши; Принудительный вопрос вымогает согласие; Риторический вопрос стимулирует одобрение; Ускоряющий вопрос подталкивает к решению; Уточняющий вопрос требует информации.
Памятка участнику конференции I. Доклад должен содержать: 1. Цель и задачи исследования; 2. Краткий литературный обзор; 3. Где и когда проводились ваши исследования; 4. Методы сбора материала, почему; 5. Кратность эксперимента; 6. Результаты исследования; 7. Объяснение полученных результатов; 8. Выводы. Этот материал должна содержать любая исследовательская работа.
Памятка участнику конференции II. Рекомендации к выступлению: 1. Доклад не читать по тексту, а рассказывать; 2. Использовать факты, раскрывающие суть выполненной работы; 3. Уложиться в регламент; 4. Рассматривать выступление как обмен опытом; 5. Диаграммы, графики, схемы, таблицы должны иметь внятные подписи; 6. Непременно обращаться к диаграммам, графикам, схемам, таблицам во время выступления;
Памятка участнику конференции III. Накануне выступления: 1. Проверьте доклад на регламент; 2. Задайте себе вопросы и попробуйте ответить на них; 3. Покажите свою работу экспертам; 4. Ваши преимущества: вы рассказываете об интересующей вас теме и никто кроме вас не знает ее лучше чем вы. 5. Психологический настрой.
Электронные презентации Презентация (от лат. praesento – передаю, вручаю или от англ. рresent –представлять) два значения – широкое и узкое. В широком смысле слова презентация - это выступление, доклад, защита законченного или перспективного проекта, представление на обсуждение рабочего проекта, результатов внедрения. В узком смысле слова презентация - это электронные документы особого рода. Они отличаются комплексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведением.
Электронные презентации Эффективность восприятия: - Слуховая – 15%; - Зрительная – 25%; - Одновременное включение – 65%. Основа успеха презентации: Баланс между содержанием и средствами представления.
Программные средства Документы этого типа готовятся с помощью специальных программных средств, кроме этого используются текстовые и табличные процессоры, графические редакторы, средства обработки звуковой и видеоинформации. Наиболее часто используемое программное средство – Microsoft PowerPoint (пакет MS Office) – наиболее широко распространенного.
Основные этапы разработки электронной презентации Разработка презентации включает в себя в самом общем виде три основные стадии: 1. Концептуальное проектирование. 2. Проектирование. 3. Редактирование презентации.
Общая характеристика основных структурных элементов презентации Основная электронная единица – слайд Обязательные структурные элементы презентации: - Обложка; - Титульный слайд; - Оглавление; - Основное содержание (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики); - Словарь терминов; - Справочная система по работе с управляющими элементами; - Информационные ресурсы по теме.
Обложка Обложка должна быть по Возможности красочной. Можно использовать графические вставки и фоны. Дизайн обложки должен способствовать улучшению эмоционального восприятия.
Титульный слайд Титульный слайд должен включать: Название темы; Информацию об образовательном учреждении; Сведения об авторе; Дату разработки; Информацию о местоположении информации в сети, на локальном компьютере и имя файла.
Оглавление Оглавление – важный структурный элемент презентации: Должно быть подробным; Максимально обозримым (лучше на одном слайде); Двухуровневое оглавление (разделы и подразделы); Оперативный доступ через гипертекстовые ссылки.
Основное содержание Материал представлен в краткой форме в виде текста, формул, рисунков, таблиц, графиков; Передача необходимого объема информации при краткости его изложения; Использование гипертекстовой системы.
Основное содержание Каждый слайд может содержать: Область отображения местоположения страницы в контексте презентации; Одно или несколько текстовых полей, графические вставки (таблицы, графики, формулы и т.д.); Область для размещения элементов управления
Общие требования к средствам, формам, способам представления содержания Сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста; Объединение семанически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы; Каждому положению (каждой идее) должен быть отведен отдельный абзац; Основная идея абзаца должна находиться в начале; Предпочтительно использовать таблицы для компактности и удобства сравнения; При проектировании должен соблюдаться принцип стадийности: разделение в пространстве и во времени; Вся вербальная информация должна проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок; Графика должна органично дополнять текст.
Словарь терминов Словарь терминов. Наличие желательно. Предпочтительно оформить словарь терминов и определений на отдельном слайде (серии слайдов). Для обращения к словарю терминов целесообразно разместить соответствующую кнопку.
Справочная система по работе с управляющими элементами Отдельный слайд Основное требование - понятность, наличие нужных подсказок в нужный момент; Минимальное (только необходимое) количество элементов управления
Элементы управления Кнопки перехода из оглавления на начало тем; Кнопки перехода со слайдов на слайд вперед и назад; Кнопка возврата в оглавление; Кнопка вызова подсказки; Кнопка перехода в словарь терминов; Гиперссылки для вывода на экран иллюстраций, таблиц, графиков и пр.
Информационные ресурсы по теме Включают: Перечень источников информации – на бумажных носителях, электронных (CD- ROM, Интернет - ресурсы);
Дизайн презентаций Презентация – информационная модель и должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики и дизайна; Учет физиологических особенностей восприятия цвета и форм.
Цвет Стимулирующие (теплые): красный, оранжевый, желтый; Дезинтегрирующие (холодные): фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый, зеленый; Нейтральные цвета: светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый; Сочетание двух цветов – цвета знака и цвета фона – существенно влияет на зрительный комфорт; Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах.
Шрифт Прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные; Отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте составляет 1:5; Удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75
Шрифт и цвет Хорошо воспринимаются сочетания цветов шрифта и фона: Белый на темно - синем, лимонно - желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем; Белое пространство - одно из синейших средств выразительности, малогарнитурный набор – признак стиля; Любой фоновый рисунок повышает утомляемость.
Фон Фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее.
Мультипликация Четкие, яркие картинки легко «впечатываются» в подсознание. Чем короче воздействие, тем сильнее. Любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект понижает остроту восприятия, нарушает динамику внимания; Включение фонового сопровождения приводит к быстрой утомляемости.
Критерии оценок исследовательской работы Самостоятельность работы по теме исследования; Актуальность и значимость темы; Проблема и цель исследования; Объект исследования; Предмет исследования; Полнота раскрытия темы; Оригинальность решения проблемы; Артистизм и выразительность выступления; Как раскрыто содержание темы исследования в презентации; Использование средств наглядности, технических средств; Ответы на вопросы.
Список литературы 1. Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. М.: Вентана – Граф, Дереклеева И.И. Научно – исследовательская работа в школе. М.: Вербум –М, Коновалова Т.Г. Исследовательская работа школьника: структура, оформление, защита. Томск, Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление курсовых, дипломных, реферативных и диссертационных работ: методическое пособие. Минск:Харвест, Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, Тяглова Е.В.. Исследовательская деятельность учащихся по химии. М.: Глобус