1. Понятие и правовое регулирование муниципальной службы 2. Функции муниципальной службы 3. Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы
Вопрос 1. Понятие и правовое регулирование муниципальной службы Статья 2 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» от 2 марта 2007 г. 25-ФЗ определяет муниципальную службу как профессиональную деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Черты муниципальной службы: - муниципальная служба - это профессиональная деятельность, право на которую у гражданина возникает в соответствии с квалификацией, указанной в документе о среднем или высшем профессиональном образовании; - муниципальная служба - это деятельность на постоянной основе;
- в основе взаимоотношений ОМСУ и муниципального служащего лежит трудовой договор. Согласно трудовому законодательству трудовой договор может быть заключен: на неопределенный срок; на определенный срок (согласно ст. 58 Трудового кодекса РФ - не более 5 лет). В муниципальной службе относительно срока трудового договора используются обе нормы Трудового кодекса РФ.
Правовые основы муниципальной службы в РФ составляют: -Конституция РФ; - Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ» от 2 марта 2007 г. 25-ФЗ; -конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; -уставы МО; -решения, принятые на сходах граждан; -иные муниципально-правовые акты.
В отношении муниципальной службы ФЗ РФ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ закрепляет следующие положения: во-первых, граждане РФ имеют равный доступ к муниципальной службе; во-вторых, регулирование основ муниципальной службы относится к полномочиям органов государственной власти;
в-третьих, формирование законодательства о муниципальной службе относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; в-четвертых, условия и порядок организации муниципальной службы должны быть указаны в уставе МО. ФЗ «О муниципальной службе в РФ» 2007 г. более детально устанавливает принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в РФ.
Законодательство субъектов РФ о муниципальной службе состоит из: конституций республик в составе РФ; уставов иных субъектов РФ; законов субъектов РФ (Закон СК «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае» от 24 декабря 2007 г. 78-кз); подзаконных актов субъектов РФ.
Специальные законы субъектов РФ подробно регулируют отдельные вопросы муниципальной службы (о стаже муниципальной службы, реестре должностей муниципальных служащих, о денежном содержании муниципальных служащих, о соотношении муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы и пр). Закон СК «О реестре должностей муниципальной службы в Ставропольском крае» от 18 декабря 2007 г. 65-кз
К нормативным правовым актам МСУ, затрагивающим вопросы муниципальной службы, относятся: решения, принимаемые непосредственно гражданами на местном референдуме; решения, принимаемые непосредственно гражданами на собрании (сходе); решения представительных органов местного самоуправления;
решения исполнительных органов местного самоуправления; постановления и распоряжения глав администраций; решения выборных должностных лиц местного самоуправления.
Важнейшим нормативным правовым актом МСУ является устав МО, в котором рассматриваются следующие вопросы: правовая регламентация муниципальной службы; прохождение службы и категории служащих; порядок замещения должностей руководителей и иных категорий служащих;
трудовой договор с муниципальным служащим; прекращение трудовых отношений; аттестация муниципальных служащих и др.
В положениях о муниципальной службе в ОМСУ регламентируются следующие вопросы: муниципальная служба и муниципальная должность; полномочия ОМСУ в области муниципальной службы; основы правового статуса муниципального служащего; порядок ведения личного дела;
основные права и обязанности муниципального служащего; ограничения, связанные с муниципальной службой; прохождение муниципальной службы; аттестация; экономическое и социально-правовое обеспечение муниципальных служащих; управление муниципальной службой.
Вопрос 2. Функции муниципальной службы Функции муниципальной службы - это основные направления деятельности в сфере муниципальной службы, которые формируются и определяются в соответствии с ее задачами.
Основными функциями муниципальной службы являются: 1. Планирование - разработка программ, планов деятельности муниципальной службы по решению стоящих перед МСУ задач. Планирование заключается в формулировании условий, необходимых для решения того или иного вопроса, установлении последовательности создания или обеспечения этих условий, определении порядка, а также сроков выполнения конкретных действий, указании на то, какими должны быть результаты деятельности.
2. Регулирование (организация). Применительно к муниципальной службе регулирование заключается в упорядочении общественных отношений, возникающих в сфере МСУ, в налаживании связей между субъектами этих отношений, приведении системы управления делами МО в такое состояние, которое обеспечивает эффективную работу всех элементов МСУ.
3. Распорядительство (руководство). Распорядительные функции выражаются в даче конкретных указаний исполнителям - выполнить работы, совершить действия в определенном порядке и в определенный срок.
4. Координация. Она представляет собой установление взаимосвязей между ОМСУ и различными внешними и внутренними субъектами. Взаимосвязи необходимы для слаженной и четкой деятельности различных субъектов правовых отношений по решению конкретных задач.
5. Контроль - представляет собой проверку качества, полноты и своевременности выполнения субъектами правовых отношений поставленных перед ними задач и целей. Он может включать в себя проверку исполнения принятых решений или обязанностей, возложенных на того или иного субъекта.
6. Учет и информационное обеспечение. В муниципальной службе учет представляет собой регулярный сбор сведений, информации. Это информация о результатах деятельности ОМСУ, о движении финансовых и материальных ресурсов муниципальной службы, об объектах муниципальной собственности и т. д. Основная форма учета - регистрация фактов.
Информационное обеспечение - это обеспечение ОМСУ, должностных лиц, муниципальных служащих, населения необходимой информацией. Оно представляет собой сбор, обработку, накопление, хранение, поиск, анализ и представление требуемых сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах. Учет может осуществляться как в письменной (бумажной) форме, так и в электронном виде. Помимо общих функций муниципальной службы выделяют специфические, которые присущи отдельным подразделениям муниципальной службы.
Так, структурное подразделение по управлению муниципальным имуществом в целях решения поставленных перед ним задач может выполнять следующие функции: осуществление учета объектов муниципальной собственности; оформление передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, в хозяйственное ведение и оперативное управление, дача согласия на распоряжение этим имуществом;
осуществление контроля над использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества и в случае нарушения установленных правил распоряжения этим имуществом и его использования принимает необходимые меры в соответствии с законодательством РФ и решениями ОМСУ;
выступление от имени МО при государственной регистрации прав на недвижимое имущество, являющееся муниципальной собственностью, и в сделках с ним; разработка проектов нормативных правовых актов ОМСУ по вопросам управления и распоряжения объектами муниципальной собственности;
издание в пределах своей компетенции актов по вопросам приватизации, управления и распоряжения объектами муниципальной собственности; обеспечение защиты имущественных прав и интересов муниципального образования в судах, в органах государственной власти и управления.
Вопрос 3. Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы ФЗ «О государственной гражданской службе» от 27 июля 2004 г. 79-ФЗ в п. 1 ст. 7 одним из важнейших принципов, обеспечивающих взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы, провозглашает единство основных квалификационных требований, предъявляемых к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы.
Более подробно взаимосвязь между рассматриваемыми службами устанавливается в ФЗ о муниципальной службе 2007 г. Так, ст. 5 данного закона определяет взаимосвязь через единство: -основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;
-ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы; -требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных служащих;
-учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; -основных условий соотносительности оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных служащих;
-основных условий соотносительности государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !