Консультация для родителей «Как помочь своему ребенку имеющему дефекты в звукопроизношении»
Учитель-логопед Кирбятьева Галина Николаевна Детский сад «Радуга» С. Еремеево 2014 г.
Речевой выдох Для фонетики русского языка характерен максимально открытый речевой выдох, когда воздушная струя, не попадая в нос, подается к зубам или даже к губам, в зависимости от того, какой звук в данный момент должен произноситься.(рис.4) Для фонетики русского языка характерен максимально открытый речевой выдох, когда воздушная струя, не попадая в нос, подается к зубам или даже к губам, в зависимости от того, какой звук в данный момент должен произноситься.(рис.4) При неправильном речевом выдохе воздушная струя в той или иной мере уходит в нос (рис.5), а ее остатки «распыляются» во рту, не достигая тех мест, где формируется большинство русскоязычных звуков. При неправильном речевом выдохе воздушная струя в той или иной мере уходит в нос (рис.5), а ее остатки «распыляются» во рту, не достигая тех мест, где формируется большинство русскоязычных звуков. Если утечка воздуха через нос велика – это придает носовой оттенок произношению. Если утечка воздуха через нос велика – это придает носовой оттенок произношению.
Дыхательная гимнастика Рекомендации родителям по выполнению дыхательной гимнастики Перед артикуляционной гимнастикой, которую рекомендуется выполнять дома под контролем родителей, необходимо выполнить одно-два упражнения для развития речевого дыхания. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями). Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями). Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя. Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя. Не переусердствуйте! Достаточно 3 – 5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению. Через несколько занятий усложните упражнения: во время выдоха пусть язык лежит на нижней губе. Через несколько занятий усложните упражнения: во время выдоха пусть язык лежит на нижней губе.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ Футбол Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.
Ветряная мельница Для этой игры необходима игрушка – мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом: Ветер, ветер, ты могуч! Ты гоняешь стаи туч! А.С.Пушкин
Снегопад Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее. Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись как снежок. А. Барто
Листопад Вырежьте из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья: дубовые, кленовые, березовые (можно использовать настоящие листья деревьев). Предложите ребенку устроить листопад дома, сдувая листочки аналогично снежинкам с ладони.
Бабочка Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку: Бабочка-коробочка, Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Полети на облачко, Там твои детки Там твои детки На березовой ветке! На березовой ветке! Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».
Кораблик Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните малышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вместе с ребенком: Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони До Волги-реки! Русская народная поговорка Русская народная поговорка
Живые предметы Возьмите любой карандаш или деревянную катушку от использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (например, поверхность стола). Предложите ребенку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.
Шторм в стакане Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Задуй свечу Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью. Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью. Чей пароход лучше гудит? Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований. Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований.
Схема артикуляционного аппарата Твердое нёбо Мягкое нёбо Маленький язычок Твердое нёбо Мягкое нёбо Маленький язычок Верхние зубы Верхние зубы Верхняя губа Верхняя губа Нижняя губа Нижняя губа Нижние зубы Нижние зубы Кончик языка Кончик языка Спинка языка Спинка языка Корень языка Корень языка голосовые связки голосовые связки связки сомкнуты связки разомкнуты
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики 1. Окошко На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто). 2. Лягушка Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, перестану И нисколько не устану*. 3. Хоботок Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти. Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
4. Лягушка хоботок На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок». Свои губы прямо к ушкам Свои губы прямо к ушкам Растяну я как лягушка. Растяну я как лягушка. А теперь слоненок я, А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня. Хоботок есть у меня. 5. Лопаточка Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык лопаткой положи Язык лопаткой положи И под счет его держи: И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять! Язык надо расслаблять! 6. Трубочка Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. Язык сложим в трубочку – Язык сложим в трубочку – На дудочку похоже. На дудочку похоже. Подудеть на дудочку Подудеть на дудочку Без дудочки мы можем. Без дудочки мы можем.
7. Толстячок 1. Надувание обеих щек одновременно. 2. Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую). 8. Худышка Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах. 9. Накажем непослушный язычок Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.
10. Причешем язычок Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка. 11. Часики 11. Часики Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Наш веселый язычок Наш веселый язычок Повернулся на бочок. Повернулся на бочок. Смотрит влево, смотрит вправо. Смотрит влево, смотрит вправо. 12. Качели 12. Качели Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз- два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. На качелях я качаюсь На качелях я качаюсь Вверх-вниз, вверх-вниз. Вверх-вниз, вверх-вниз. Я все выше поднимаюсь, Я все выше поднимаюсь, А потом вниз. А потом вниз.
Спасибо за внимание!