Тухбатуллина София. 10 класс
Промышленный переворот -это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения начинался от второй половины XVIII века и продолжался до второй четверти XIX века. Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.
ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НАЧАЛАСЬ В АНГЛИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVIII ВЕКА И ПРИНЯЛА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ ХАРАКТЕР, ОХВАТИВ ЗАТЕМ И ДРУГИЕ СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ. В ПЕРИОД XVII ВЕКА АНГЛИЯ НАЧАЛА ОБГОНЯТЬ МИРОВОГО ЛИДЕРА ГОЛЛАНДИЮ ПО ТЕМПАМ РОСТА КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ МАНУФАКТУР, А ПОЗЖЕ И В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ И КОЛОНИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ. К СЕРЕДИНЕ XVIII ВЕКА АНГЛИЯ СТАНОВИТСЯ ВЕДУЩЕЙ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ СТРАНОЙ. ПО УРОВНЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОНА ПРЕВЗОШЛА ОСТАЛЬНЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ, РАСПОЛАГАЯ ВСЕМИ НЕОБХОДИМЫМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ НА НОВУЮ СТУПЕНЬ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРУПНОЕ МАШИННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Начало промышленной революции связано с изобретением эффективного парового двигателя
Причинами послужило : 1. Наличие капитала. 2. Наличие рынка труда и земли 3. Развитая инфраструктура водного транспорта, почта, дороги. 4. Отсутствие законодательных препятствий, мощная поддержка предпринимательства в парламенте. 5. Высокий уровень развития торговли. ПРИЧИНЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В АНГЛИИ
ТЕКСТИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Промышленная революция в Великобритании начались с текстильной промышленности. Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. В 1771 г. в Кромфорде близ Дерби начала работать прядильная фабрика Аркрайта где такие машины приводились в движение водяным колесом. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а еще через 10 лет 150 подобных прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по Человек. Ткацкая фабрика в городе Рэддиш, Великобритания
Прядильная машина на ручной тяге
В 1764–1765 английский ткач Джеймс Харгривс изобрел механическую прялку, которую он назвал в честь своей дочери « Дженни ». Эта прялка резко ( примерно в 20 раз ) увеличивала производительность труда прядильщика. Несмотря на сопротивление боящихся конкуренции цеховых ткачей, у же через несколько лет « Дженни » стала использоваться прядильщиками Англии практически повсеместно. Прялка " Дженни"
Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии. В 1735 г. Дарби впервые освоил выплавку чугуна на каменном угле вместо древесного угля. В 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы. В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов. С 1830 по 1847 г.- производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 г., втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 г. экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза. Сельфакторы (мюль-машины) в прядильном цехе
Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик, 9 машин для шерстяных фабрик, 30 для каменноугольных копей, 22 для медных копей, 28 для металлургических заводов Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии. В 1735 г. Дарби впервые освоил выплавку чугуна на каменном угле вместо древесного угля. В 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы. Паровая машина Дж. Уатта
СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И СОЗДАНИЕ ПАРОВОЗОВ Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком, в молодости знакомым с Джеймсом Уаттом, изобретателем паровой машины. Однако железо в те годы было слишком дорого, а чугунные рельсы не могли выдерживать тяжелую машину. В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон, который в гг. не только предложил несколько удачных конструкций паровозов, но и сумел убедить шахтовладельцев построить первую железную дорогу из Дарлингтона к Стоктону, способную выдержать паровоз. Позднее, паровоз Стефенсона « Ракета » выиграл специально устроенное соревнование и стал основным локомотивом первой общественной дороги Манчестер Ливерпуль.
ПАРОВОЗ СТЕФЕНСОНА В 1814 г. сконструировал и испытал свой первый паровоз Джордж Стефенсон ( ), который в основном и решил проблему создания парового железнодорожного транспорта. Свой первый паровоз Стефенсон назвал « Блюхер », в честь победителя Наполеона при Ватерлоо. « Блюхер » повторял в своей конструкции многие черты паровозов предыдущих изобретателей. Первый паровоз Стефенсона был очень тяжел, медленно двигался, работал малопроизводительно, но непрерывно ( в других паровозах происходили постоянные остановки работы ).
Промышленный переворот в Англии затронул не только промышленность. Он коснулся всех сфер производства, в т. ч. и сельское хозяйство, вызвал рост городов и населения в них. В городах проживало 40% населения. Крупнейшим городом стал Лондон с населением 0,5 млн. человек, в основном занятых в промышленности, торговле, судоходстве. Здесь совершенствовались основные внешнеторговые и финансовые сделки, важный порт в заморской торговле. Великобритания превратилась в самую могущественную мировую державу, причем произошло это в результате развития тенденций, появившихся еще на начальной стадии промышленного переворота. ЗАКЛЮЧЕНИЕ