Подготовила Довбня Елена. Группа 4-3
По С.Д. Якушевой, педагогическое мастерство - это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, цели направить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование её мировоззрения, способностей. Она считает, что педагогическая культура, профессиональная компетентность педагога, педагогические умения и способности, речевая культура, педагогическое взаимодействие, умение управлять собой, педагогическое общение и этика, а также психолого-педагогические знания, являются слагаемыми педагогического мастерства.
Педагогика феодального Средневековья, Возрождения и Просвещения. До наших дней дошли биографические сведения о великом чешском педагоге; основные педагогические произведения Я.А. Коменского( ГГ.) ("Великая дидактика", "Мир чувственных вещей в картинках", "Материнская школа"). "Материнская школа" как руководство для матерей по воспитанию детей со школы. характеристика 12 главам (дети – драгоценнейший дар божий; троякая цель воспитания - вера и благочестие, добрые нравы, знание ЯЗЫКОВ и наук); Воспитание добродетелей - 13 (уважать взрослых, говорить правду..); из каких наук мать должна дать детям знания (география, астрономия, история, экономика..); забота о здоровье детей; советы будущим матерям; как обучать детей (природосообразностьстьстьсть - в соответствии с возрастом); как упражнять детей в речи; кто является примером в добродетелях; как долго держать детей в материнской школе; как должны поступать родители, готовя детей к школе). Значение "Материнской школы" Яна Амоса Коменского как первой программы по воспитанию и обучению детей до школы, как первая попытка cсоздания теории и методики дошкольного воспитания. "Материнская школа" как руководство для матерей по воспитанию детей со школы. характеристика 12 главам (дети – драгоценнейший дар божий; троякая цель воспитания - вера и благочестие, добрые нравы, знание ЯЗЫКОВ и наук); Воспитание добродетелей - 13 (уважать взрослых, говорить правду..); из каких наук мать должна дать детям знания (география, астрономия, история, экономика..); забота о здоровье детей; советы будущим матерям; как обучать детей (природосообразностьстьстьсть - в соответствии с возрастом); как упражнять детей в речи; кто является примером в добродетелях; как долго держать детей в материнской школе; как должны поступать родители, готовя детей к школе). Значение "Материнской школы" Яна Амоса Коменского как первой программы по воспитанию и обучению детей до школы, как первая попытка cсоздания теории и методики дошкольного воспитания.
История зарубежной истории. Педагогика периода капитализма (20 век). Метод Марии Монтессори ( гг.) М. Монтессори (работала при Унивеситетской психиатрической клинике с детьми, страдающими слабоумием; организация в 1907 г. "Дома ребенка"; главный труд жизни - "Дом -ребенка. Метод научной педагогики". Своеобразие педагогики М. Монтессори заключается в том, что она основана на теории "витализма", в которой главное место отводилось наследственности; психологична (воспитание должно быть свободно, природосообразностьстьстьсть, индивидуально, опираться на наблюдения за ребенком); гуманистична (дети заняты трудным делом - самовоспитанием и : до обучением, формированием своей личности при помощи взрослых); технологична (ребенок может самостоятельно заниматься материалом, видеть допущенные ошибки и исправлять их). 3. Цель воспитания (разностороннее развитие личности на базе самостоятельности) достигается системой упражнений в специально организованной педагогом подготовленной (развивающей) среде: создание соответствующей обстановки и ее размещение; наличие Монтессори- материала (основные группы, примеры); правила работы с материалом; роль педагога, требования к нему. 4. Система М. Монтессори - сегодня (работа Монтессори - центра в Москве; детские сады в Туле (10, 50, сад в Алексине), работающие с элементами методики М. Монтесори). Своеобразие педагогики М. Монтессори заключается в том, что она основана на теории "витализма", в которой главное место отводилось наследственности; психологична (воспитание должно быть свободно, природосообразностьстьстьсть, индивидуально, опираться на наблюдения за ребенком); гуманистична (дети заняты трудным делом - самовоспитанием и : до обучением, формированием своей личности при помощи взрослых); технологична (ребенок может самостоятельно заниматься материалом, видеть допущенные ошибки и исправлять их). 3. Цель воспитания (разностороннее развитие личности на базе самостоятельности) достигается системой упражнений в специально организованной педагогом подготовленной (развивающей) среде: создание соответствующей обстановки и ее размещение; наличие Монтессори- материала (основные группы, примеры); правила работы с материалом; роль педагога, требования к нему. 4. Система М. Монтессори - сегодня (работа Монтессори - центра в Москве; детские сады в Туле (10, 50, сад в Алексине), работающие с элементами методики М. Монтесори).
Этапы формирования педагогического мастерства
Н.А. Бердяев говорил, что творчество – это тайна. Тайна творчества есть тайна свободы. Тайна свободы бездонна, она – бездна. Так же бездонна и неизъяснима тайна творчества.
Еще один элемент педагогического мастерства - форма организации поведения педагога. Знание, направленность и способности без умений, без владения способами действий, т.е. педагогической техникой, невозможны. Без них немыслимы высокие результаты деятельности педагога. Педагогическая техника - это совокупность способов и приемов, повышающих эффективность применяемых принципов, средств и методов воспитания и обучения. К.С. Станиславский говорил, что мало таланта - нужна техника. Преподаватель обязан обладать безупречной техникой. Педагогическая техника включает умения управлять собой и взаимодействовать в процессе решения педагогических задач. Первая группа умений - владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи. Вторая - дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия и др. Еще один элемент педагогического мастерства - форма организации поведения педагога. Знание, направленность и способности без умений, без владения способами действий, т.е. педагогической техникой, невозможны. Без них немыслимы высокие результаты деятельности педагога. Педагогическая техника - это совокупность способов и приемов, повышающих эффективность применяемых принципов, средств и методов воспитания и обучения. К.С. Станиславский говорил, что мало таланта - нужна техника. Преподаватель обязан обладать безупречной техникой. Педагогическая техника включает умения управлять собой и взаимодействовать в процессе решения педагогических задач. Первая группа умений - владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи. Вторая - дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия и др.