Коллективные способы обучения. МЕТОДИКА К С О Выполнила учитель химии МБОУ Комсомольская гимназия имени Б.Басангова Республики Калмыкия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коллективный способ обучения (КСО) Педагогические технологии.
Advertisements

Педагогические технологии Коллективный способ обучения (КСО)
КСО коллективные способы обучения.. Технология КСО имеет различные названия : организованный диалог, коллективное взаимообучение, обучение в сотрудничестве.
МКОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа имени А.А.Яковлева Коллективный способ обучения (КСО) Подготовила: учитель технологии 1 категории Румянцева.
Обучение – это общение человека с человечеством А.Петровский.
Учитель начальных классов Чепурина Юлия Сергеевна Тема : « Коллективная форма работы младших школьников ».
Гайсинюк М.Н преподаватель физики и электротехники ГБОУ СПО «ТГМТ» КК 2013 г.
Формирование навыков самостоятельной работы при КСО (КСО) Истелеева З.Т.
(из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ лицея 3 Япрынцевой Н.Н.) Коллективный способ обучения.
Технология коллективного способа обучения. Основоположниками теории коллективного способа обучения являются: Ривин А.Г. ( г.) русский, советский.
Лейман Любовь Михайловна, учитель технологии МБОУ «Красноключинская основная общеобразовательная школа»
Учитель МОУ СОШ 1 Сорокина О.Г «Человек развивается в общении, причем, Чем с большим числом интеллектов встретится человек, тем интеллектуальней станет.
Среди безликих нот и звуков Творишь ты в мрачной пустоте. Всё это для детей и внуков, Чтоб не остаться в темноте… (Ван Узилс)
Использование технологии парного обучения в работе с обучающимися 1 класса.
Один из эффективных методов подготовки к ГИА на уроках математики» Выполнила учитель математики ГБОУ ООШ пос. Угорье Плотникова С.В.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
Формы организации учебного процесса Лекция 6. Форма обучения характеризует внешнюю сторону организации учебного процесса Зависит от места времени занятий.
Коллективные учебные занятия как способ повышения качества образования Выступление: Прозоровой Г.Н., руководителя ТГ г. Муниципальное казенное.
Решение квадратных уравнений по формуле. Цель: Обеспечить повторение, закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий необходимых при решении.
Транксрипт:

Коллективные способы обучения

МЕТОДИКА К С О Выполнила учитель химии МБОУ Комсомольская гимназия имени Б.Басангова Республики Калмыкия

Методика Ривина А.Г. Эта методика известна с 1911 года. Ее основатель – инженер Ривин Александр Григорьевич. Принцип работы состоял в следующем: Спланировать время на уроке так, чтобы была: 1. Лекция; 2. Самостоятельная проработка материала – работает каждый ученик и обменивается смыслом информации с другим учеником; 3. Практическая отработка – с несколькими сменными партнёрами группы; 4. Экспертная проверка между группами, докладывают свои результаты – самооценка;

Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого 1.Завершённость, или ориентация на высшие конечные результаты 1.Завершённость, или ориентация на высшие конечные результаты 2. Непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу 2. Непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу 3. Сотрудничество и взаимопомощь между учениками 4. Разнообразие тем и заданий ПРИНЦИПЫ КСО 5. Разноуровневость (разновозрастность) участников педагогического процесса 5. Разноуровневость (разновозрастность) участников педагогического процесса 6. Обучение по способностям индивида

Организационная структура учебного процесса и стадии её развития Вид общения Организационная форма обучения Способ обучения 1. Опосредованное общение через письменную речь (один человек) Индивидуально- обособленная самостоятельная работа с источником Индивидуально - самостоятельный 2. Общение в паре (два человека) Индивидуально -парная (один учит другого) Индивидуальный способ обучения (ИСО) – до XVI- XVIIв. включает две формы: парную и индивидуальную 3. Групповое общение (три и более человека) Групповая (один одновременно учит многих) Групповой способ обучения (ГСО)-XVII-XXвв. включает три формы: групповую, парную и индивидуальную 4. Общение в парах сменного состава Коллективная (каждый учит каждого) Коллективный способ обучения (КСО) включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную

Особенности методики КСО в сравнении с ГСО Групповой СОКоллективный СО организационные Чёткость, упорядоченность Отсутствует Говорит один Говорят все Общение учащихся отсутствует Все общаются Молчание Рабочий шум Постоянное рабочее место Смена дидактические Обучает педагог Обучают ученики Весь материал сразу и для всех Разные темпы и материалы Мало самостоятельности Полная самостоятельность Сотрудничество отсутствует Сотрудничество - основа обучения Усвоение и применение разнесены Максимально приближены

ГСОКСО развивающие Ученик – объект Ученик – субъект+объект Уравниловка, усреднение способностей детей В соответствии с индивидуальными особенностями Систематический характер обучения Спонтанный характер Не учатся выступать Учатся выступать, рассуждают, доказывают Не умеют объяснять Развитие педагогических способностей воспитательные Каждый работает на себя На себя и на других Отношения неколлективистские Отношения ответственной зависимости: коллективистские

Технологическая схема КСО Работа в динамических парах Определение целей деятельности Инструктаж (установление правил деятельности) Распределение функций, формирование групп, пар текущий контроль индивидуальная помощь Подведение итогов (тематические зачёты)

МЕТОДИКИ КСО Методика Ривина «МР» Мурманская методика «ММ» Методика взаимообмена заданиями «МВЗ» Методика взаимопередачи тем «МВТ» Методика Ривина –Баженова МРБ Обратная методика Ривина- Баженова «МРБ» Зачет-вертушка «ЗВ» Отработка понятий и правил Изучение нового материала, обобщение и систематизация Отработка умений, навыков, решений, задания для применения в новой ситуации

Поабзацная проработка текста Методика А.Г. Ривина Разработана для изучения деловых статей или научных текстов в парах Одновременно в классе изучается много разных тем. Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочерёдно то в роли слушателя ( ученика), то в роли рассказчика ( учителя). Оптимальное количество тем в группе – девять – одиннадцать. Поэтому если в классе 30 – 40 учеников, то одновременно 3 – 4 группы « специализируются» по одной и той же теме. По каждой теме подбираются 15 – 20 рассказов, которые распределяются между детьми. Методика А.Г. Ривина

Объём статей для изучения не должен быть слишком маленьким ( не меньше одной страницы); С самого начала перед учеником ставится цель: овладеть материалом данной статьи так, чтобы уметь её рассказать, ответить на все вопросы; Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя ( схема представлена на следующем слайде); Домашних заданий в технологии КСО нет.

Обратная методика Методика А.Г. Ривина Учащиеся находят и прорабатывают различные литературные источники по теме или сами составляют тексты

РАБОТА КЛАССА Посадка Ривинская – свободная. Если между текстами есть логическая зависимость, то устанавливается маршрут. Текстов от 4-х до 8-ми. Уроков 3 – 6. Учет: 1. Индивидуальный учет – в своей тетради. Учет текстов и фамилии партнеров. 2. Учет в группе - на экране учета ставят +, если текст изучен. Контроль: 1. Выступление на малой группе (взаимоконтроль) и на экране отметка. 2. Прослушивание учителем ученика по изученному тексту. 3. Проверка тетради по отработанному тексту. 4. Прием зачета по всем изученным на данное время текстам.

Обмен заданиями Методика М.А. Мкртчян Работа начинается с ввода так называемого « запуска» раздела; Учитель работает индивидуально с каждым по очереди, объясняет, как решается задача «А» того задания, которое должен выполнить ученик. Даёт теоретическую консультацию, записывает решение задачи прямо в тетрадь ученика; Задачу «Б» своего задания ученики решают самостоятельно, а правильность решения проверяют у учителя. После проверки ученику ставится в таблице учёта «+»; Раздел считается введённым в работу ( запущенным в технологический процесс), если каждое его задание выполнено хотя бы одним учеников.

На карточках или в тетради даются по два однотипных задания (упражнения, задачи или вопросы). Каждое задание имеет свой. Удобно нумеровать буквами и цифрами: ВА4, МК7. Буквы для обозначения разделов, цифры для номеров задания в данном разделе; Сначала организуются несколько групп по 5 – 7 ребят в каждой. В классе может действовать одновременно пять – шесть групп и все по разным темам; На «запуск» урока можно пригласить своих «свободных» коллег или учеников старших классов (это норма при КСО)

Мурманская методика В данной методике взаимообмена заданиями, взаимопередачи тем теоретический материал и упражнения распределяются по карточкам, которые выдаются учащимся с заданием освоить ( повторить) в самостоятельной работе (приём «самозапуска»).; Затем каждый выбирает партнёра, и происходит взаимообучение, выполнение упражнения на закрепление, обмен карточками, поиск нового партнёра; При этом ведётся экран учёта работы учащихся, применяются маршрутные карты, различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Разновидности итогового контроля Зачёт по «вертикали» несколько учащихся принимают зачёт по определённой карточке у всех в данном классе Зачёт по «горизонтали» принимает зачёт один параллельный класс у другого в парах « Зачёт – вертушка» проводится в группах переменного состава, где в роли экспертов – координаторов могут быть учащиеся, учителя, учителя других школ Зачёт принимают учителя, пришедшие на коллективное занятие в эту школу (заседание МО) Зачёт принимает учитель и ассистенты – учащиеся того же класса Тестирование машинное и безмашинное

КАК СТРОИТСЯ УРОК? Учитель ставит дидактическую задачу. Осуществляется: контроль самоконтроль взаимоконтроль

КОНСТРУИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО СХЕМЕ 1-2 урок – вводная лекция 3 урок – отработка материала лекции 4-5 урок – изучение темы по методике КСО 6 урок – практическое занятие по методике КСО 7 урок – тематический учёт знаний

ВИДЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ СЕМИНАРА Закончить предложения: Вещества…..называются электролитами Электролиты – вещества с ….связью, например,…….. Электролиты в водных растворах распадаются на ….. Катионами называются ………, анионами ………. Решение ситуаций: напишите формулы веществ, которые при растворении в во­де диссоциируют на ионы: а)Na + и SO 4 2- б) Са 2+ и NO 3 - ; в) А1 3+ и С1 - ; г) Ва 2+ и ОН - ; д) Н + и РО 4 3- ;

ВИДЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ СЕМИНАРА Закончить уравнение реакции между растворами сульфата меди (II) и хлоридом бария в молекулярном и ионном виде Записать уравнение реакции по сокращенному ионному: Ba 2+ + S = BaS0 4 Дописать уравнение реакции по схеме, записать его в молекулярном и ионном виде (полном и сокращенном): Fe(ОH) 3 +HNО 3 = Решить задачу: Сколько граммов соли образуется при сливании растворов, содержащих соответственно 0,2 моль КОН и 3,65 г НС1?

Пример карточки для зачета-вертушки 1. Предмет изучения органической химии. 2. В чем антинаучность витализма? 3. Охарактеризуйте состояние органической химии в первой половине XIX в. 4. Перечислите противоречия между научными фактами и теоретическими воззрениями в химии. Задание для обсуждения Определите валентность атомов углерода в бензоле, толуоле, пропане. Изобразите схему пространственного расположения электронных облаков атома уг­лерода в sp-гибридном состоянии.

Карточка движения и учета знаний Переход СтолРоль Отметка за ответ Отметка за дополнение Подпись координатора эксперимента 1А«в» 2С1 3D2 4B3

Лист учета знаний Ф.И. уч-ся Отметка за ответ Отметка за дополнение Ф.И. уч-ся Отметка за ответ Отметка за дополнение 1 группа 3 группа группа 4 группа

Алгоритм работы на зачете 1. Получите «Карточку движения и учета знаний». 2. Сядьте за стол, указанный в первом переходе. 3. Установите очередность выступлений в соответствии с ролью. 4. Подготовьтесь к ответу на вопрос. 5. Ответьте на свой вопрос. 6. Внимательно выслушайте ответы товарищей. 7. По разрешению ведущего дополните или исправьте ответ товарища. 8. Активно участвуйте в обсуждении общей проблемы за столом. 9. Подайте «Карточку движения и учета знаний» координатору- эксперту для выставления отметки за работу. 10. По указанию ведущего запишите итог обсуждения заданий на определенном месте классной доски. 11. По сигналу ведущего переходите за другой стол согласно своему маршруту. 12. Работайте по данному алгоритму с пункта 3.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ Понятийный диктант. Зачет по понятиям в группе. Зачет по последней карточке. Взаимозачет в параллельных классах.

Привычная функция учителя- рассказчика и основного носителя знаний заменяется консультационной и организационной функцией Высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и увеличение времени на индивидуальную помощь

ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИИ Научно-педагогическая общественность зафиксировала факт: в России выделилось педагогическое движение, названное новой педагогической технологией "коллективный способ обучения", в которой определились основные формы ее развития: КСО-"здоровьесохраняющая" технология; КСО-интеллектуально развивающая технология; КСО-технология педагогического процесса в контексте деятельностного подхода; КСО-технология гуманного обучения; КСО-технология демократического способа обучения по способностям; КСО-технология самообучения и самоуправления;