разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ( Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. 1155),, с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы » / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Основная образовательная программа ( далее Программа ) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения « Детский сад 129» ( далее Учреждение )
В МДОУ группы функционируют в режиме 5 – дневной рабочей недели, с 12 – часовым пребыванием. Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
- формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста ; - разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Программа направлена на :
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности ; - создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Программа направлена на :
- социально - коммуникативное развитие ; - познавательное развитие ; речевое развитие ; - художественно - эстетическое развитие ; - физическое развитие. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей ( образовательные области ):
- комплекс основных характеристик дошкольного образования ( объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования ), - требования к условиям реализации Программы. Программа определяет :
создание оптимальных условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности ( игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка ). Программа включает три основных раздела : целевой, содержательный и организационный. Программа обеспечивает :
включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевой раздел
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности ; ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства ; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты ; Целевые ориентиры на этапе завершения уровня дошкольного образования :
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре ; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам ; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности ; Целевые ориентиры на этапе завершения уровня дошкольного образования :
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика ; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими ; ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Целевые ориентиры на этапе завершения уровня дошкольного образования :
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей ; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт ; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Целевые ориентиры на этапе завершения уровня дошкольного образования :
Содержание Программы определено в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, включает все компоненты образовательного процесса : - необходимый объем знаний, умений и навыков по образовательным областям с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, их образовательных потребностей ; - использование разнообразных средств обучения ( словесных, наглядных, технических ) и источников информации. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Обязательная часть разработана с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы » ( Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева ). Воспитание и обучение в детском саду носит светский, общедоступный характер и ведется на русском языке.
содержит описание финансового, кадрового, материально - технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности организации развивающей предметно - пространственной среды, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Организационный раздел
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы : открытость дошкольного учреждения для родителей ; единый подход к процессу воспитания ребёнка ; уважение и доброжелательность друг к другу ; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей ; дифференцированный подход к каждой семье ; равная ответственность родителей и педагогов. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Создание условий для реализации сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников ; Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей ; Формирование психолого - педагогических знаний родителей ; Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ ; Изучение и транслирование лучшего семейного опыта. Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются :
Родители чувствуют себя равноправными партнерами. Успешная адаптация ребенка к детскому саду. Установление доброжелательных отношений с родителями, выработка единых подходов в воспитании ребенка. Участие родителей совместно с детьми в проводимых в детском саду мероприятиях. Родители анализируют собственные воспитательные приемы. Обогащение способов родительского поведения. Привитие родителям, особенно матерям навыков психологической защиты. Комфортное конфиденциальное общение родителей со специалистами. Участие родителей в коллегиальном органе управления Совет родителей. Результатом взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников будет :