Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 12 Белоглинского района
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: Мелкой моторики рук и тактильного восприятия; Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; Внимания и усидчивости; Мышления; Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника.
С детьми младшего дошкольного возраста я выбрала технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля. Детей среднего дошкольного возраста я познакомила с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном; печать пробками; рисование ватными палочками. А в старшем дошкольном возрасте дети освоили более трудные методы и техники – рисование мятой бумагой; печать по трафарету; кляксография обычная; пластилинография; «эстамп» - отпечатывание с каких-либо форм.
«рисование руками»; тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном; печать пробками; рисование ватными палочками; рисование мятой бумагой; печать по трафарету; кляксография обычная; пластилинография; «эстамп».
Техника «эстамп» представляет собой отпечатки (оттиски) засушенных растений, покрытых краской. Листья с деревьев покрываются краской, прикладываются окрашенной стороной к бумаге, прикрываются сверху сухим кусочком газеты или тканью и, не сдвигая с места, хорошо притираются рукой. Затем листок аккуратно убирается, а на бумаге остается красивый отпечаток.
В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлёпывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, причмокивание), которые сопровождаются словами одобрения. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных
Техника тычка жесткой кистью не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями.
Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к краске и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.
Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.
Не менее интересна техника кляксографии. Для работы потребуется бумага, жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом, можно получить оригинальное изображение животного, и кисточкой немного поправить, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.
Техника пластилинографии заключается в следующем: берется плотный лист бумаги, натирается пластилином того цвета, которого задуман фон (толщина 1 мм). Затем сверху накладывается рисунок. Можно предложить выцарапывание, убирание пластилина.
В подготовительной группе с детьми с ТНР я провела занятие по изобразительной деятельности на тему «Золотая осень», применив нетрадиционную технику рисования – «эстамп».