Зиновьева Татьяна Владимировна учитель истории и обществознания МАОУ «Физико- математический лицей 38 г. Ульяновска» Развитее познавательного интереса и практико- ориентированных качеств школьника на уроках истории и обществознания
Выпускник лицея 38- это человек: образованный и знающий, критически мыслящий, умеющий осуществлять выбор, планирующий свою жизнь, принимающий решения, деятельный и самостоятельный, творчески – активный и спортивный
Познавательные процессы это совокупность всех познавательных функций индивида: восприятие, внимание, мышление, память, речь, воображение
Деятельностные формы учебно-познавательных компетенций - ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; - организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; - задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; - ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; - выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); - иметь опыт восприятия картины мира.
Современные технологии для формирования учебно-познавательных компетенций: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; Кейс-технологии; игровые; обучения в глобальном информационном сообществе и другие.
Виды учебно-познавательной деятельности: наблюдение эксперимент работа с книгой систематизация знаний решение познавательных задач (проблем) работа с картами, таблицами и схемами
Познавательные игры :
Борьба Руси с иноземными захватчиками в ХIII веке Эпоха Ивана Грозного Из цепочки цифр выделите даты и назовите события, связанные с этими датами
В качестве проблемной ситуации на уроке можно применять: Проблемные задачи с недостающими, избыточными противоречивыми данными. Различные точки зрения на один и тот же вопрос Противоречия практической деятельности Проблемные задачи с заведомо допущенными ошибками Поиск истины (способа, приёма, правила решения) Пути подведения учащихся к проблемной ситуации Побуждающий диалог, «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т. е. помогает формулировать учебную задачу Подводящий диалог - логически выстроенная цепочка заданий и вопросов. Применение мотивирующих приёмов «Яркое пятно» -сообщение интригующего материала(исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), и др.
Прочитайте отрывок «Жития Сергия Радонежского» и напишите, о каком сражении идёт речь. «…Началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому и победоносному Дмитрию, и побеждены были… татары, и полному разгрому подверглись… Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришёл к Сергию, благодарность принеся за добрый совет, Бога славил и вклад большой в монастырь дал».
Кластер Кластер -педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Прием кластеров предполагает: - оценку прочитанного текста с точки зрения возможности выделения в нем больших и малых смысловых единиц, - выделение смысловых блоков и более мелких единиц, графическое установление связей между ними, - осмысление полученной графической систематизации текста (оценка полноты, обоснованности темы, определение вопросов, вызывающих сомнение, требующих более аргументированного изложения и т.д.), - умение презентовать свою графическую схему текста.
Решить тесты Восстановить хронологию событий Привести в соответствие события и даты Выбрать события, совпадающие по времени Вставить даты событий Решить историческую задачу Из цепочки цифр выбрать даты Из набора цифр собрать даты Решить познавательную задачу Вставить пропущенные цифры в датах Определить, по какому принципу составлен логический ряд Восстановить пропущенные даты в схемах Заполнить кластеры Практическая работа:
Работа с кейсом Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Одной из важнейших характеристик кейс- метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Ряд шагов для создания кейса 1. Определение темы и вопросы исследования. 2. Выбор объекта исследования «конкретной ситуации» 3. Определение контекста 4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала. 5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развитию ситуации. 6. Описание и редактирование кейса. 7. Формирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
С И Н К В Е Й Н 1 строка: Тема одним словом (обычно существительное) 2 строка: Описание темы (два прилагательных) 3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия) 4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов) Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов) 5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы).
Нам скучно не бывает…) file:///C:/Users/TOSHI BA/Downloads/DSCN6 624.JPG
СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ!