Подготовила: учитель-логопед Филатова О.В.
Мир, окружающий ребенка, это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. Сухомлинский Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи, особенно дошкольников. Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, и развивается речь и все её компоненты – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Только в процессе общения ребёнок овладевает речью.
Коррекция речевого развития детей ведётся по трём направлениям: - развитие лексико-грамматических средств языка; - формирование правильного произношения и навыка звукового анализа; - развитие связной речи.
Экологические минутки. Цель – создание проблемных ситуаций. Решаются речевые задачи: развивать самостоятельность мышления и гибкость ума; Совершенствовать монологическую речь детей; поддерживать интерес у детей к природе, развивать наблюдательность.
Экологические сказки Цель – развитие детской фантазии. Решаются речевые задачи: пополнять и активизировать словарь детей; развивать связную речь детей, умение правильно выражать свои мысли; развивать мышление, память, воображение.
Реклама. Цель – развитие образного мышления. Решаются речевые задачи: совершенствовать монологическую речь детей; развивать логические рассуждения.
Дидактические игры. Цель – закрепление представлений о предметах и явлениях природы. Решаются речевые задачи: упражнять в умении анализировать, сравнивать, обобщать; Решать логические задачи.
Сочинение загадок, стихов. Цель – развитие звучности рифм. Решаются речевые задачи: развивать творческое познание слова, действий с ним; формировать грамматический строй речи.
Наблюдения. Цель – формирование тенденции к саморазвитию собственной речи. Решаются речевые задачи: уметь выстраивать диалог; уметь излагать свои мысли; совершенствовать монологическую речь детей; осознавать грамматические формы и правильно их использовать.
Для развития фонетико- фонематических процессов используются такие игры как: «Кто как голос подает», «Найди заданный звук» Игра «Полянка». Игра «Что просит мышка»
Занятия по развитию речи рекомендуется проводить: *с привлечением сказочных персонажей; * с использованием разнообразных наглядных пособий; *с использованием художественной литературы
Речевая среда для ребенка является миром общения и мышления, и главная роль в этом мире речевой культуре отдается взрослому. Именно от него зависит не только речевые возможности ребенка, но отношение к окружающему миру, познавательные способности и представления о себе.