Инклюзивное образование в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
И.Г.Песталоцци ( ) – необходимость и возможность обучения всех детей и подготовка их к будущей трудовой деятельности, разностороннее развитие ребенка в соответствии с его природой и потребностями, важность обучения для детей с отставанием в умственном развитии, физически и социально неблагополучных. История инклюзивного образования за рубежом
Пионером идеи считают Самуила Гейнике ( ), основоположника немецкой сурдопедагогики и организатора и руководителя первого в Германии учебного заведения (школы) для глухих детей.
Два этапа – от интегрированной (70-80 гг. XX в.) до инклюзивной модели (90-е гг. XX в. по настоящее время). История инклюзивного образования за рубежом
Международные правовые акты -Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948); -Декларация прав ребенка (ООН, 1959); -Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕ СКО, 1960); -Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969); -Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971); -Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975); -Санбергская декларация (ЮНЕ СКО, Торремолинос, Испания, 1981); -Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982); -Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989); -Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, Джомтьен, Таиланд, 1990); -Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН, 1993); -Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 1994); -Гамбургская декларация об обучении взрослых (V Международная конференция по образованию взрослых, Гамбург, Германия, 1997); -Дакарские Рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств (Всемирный форум по образованию, Дакар, Сенегал, 2000); -Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006).
Физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ФЗ об образовании в РФ)
Лица с нарушениями слуха; Лица с нарушениями зрения; Лица с нарушениями речи; Лица с нарушениями ОДА; Дети с ЗПР; Лица с нарушением интеллекта; Лица с расстройствами аутистического спектра; Лица с множественными нарушениями развития. Категории лиц с ОВЗ
1. Снижение рождаемости (с 48 до 26%) и увеличение количества детей с ОВЗ; 2.74% детей рождаются физиологически незрелыми, проблемы со здоровьем; 3.86% - перинатальные поражения ЦНС; 4. Не более 10% дошкольников и не более 4% подростков «абсолютно» здоровы. Факторы
570 тысяч детей-инвалидов (впервые признаны инвалидами - 67 тысяч): 24% - заболевая обмена веществ и различных органов; 21% - интеллектуальные нарушения; 23% - нарушения опорно-двигательного аппарата. Статистика по РФ (Министерство образования, здравоохранения, труда и социальной защиты)
239 тысяч детей с ОВЗ учатся в общеобразовательных школах (54% от общего числа обучающихся детей этой категории) : в обычных классах тысяч, в коррекционных классах при массовых школах тысяч. 204 тысячи детей обучаются в специальных (коррекционных) школах. Статистика по РФ (Министерство образования, здравоохранения, труда и социальной защиты)
- укомплектованность - уровень - непрерывность профессионального развития Кадровое обеспечение
Оренбургская область С 2011 года общеобразовательные школы региона участвуют в государственной программе РФ «Доступная среда» на годы».
Статистика по области, району, школе Оренбургская область детей- инвалидов Илекский район - 55, из них 10 детей обучается на дому. Илекская СОШ 2 -по данным статистики это соотношение в настоящее время составляет в среднем 1,3 % от общего числа учеников школы. Количество детей с ОВЗ в школе за последние три года: учебный год- 22 обучающихся(4,1%), учебный год- 22 обучающихся(4,2%), учебный год-21 обучающихся (4,2%). Из них детей – инвалидов: учебный год-6 детей, учебный год-6 детей, учебный год-5 детей.
Ряд проблем по организации инклюзивного образования -отсутствие узких специалистов (необходимо вводить в штатное расписание школы нужные единицы- технический помощник, логопед, тьютер); -не оборудованы подъёмы на второй этаж школы (на втором этаже находится актовый зал, медицинский кабинет, кабинет педагога-психолога, предметные учебные кабинеты ); -не организовано проведение лечебно-восстановительных мероприятий, занятий лечебной физкультуры, массажа); -не оборудован кабинет педагога-психолога; -на недостаточном уровне ведется работа с родителями детей с ОВЗ, родителями здоровых детей; -до конца не приведена в соответствие с требованиями нормативно-правовая база школы; - не регламентирован режим учебных занятий, методы и формы работы педагога с детьми с ОВЗ; -не в полной мере ведётся работа по развитию инклюзивной культуры в школьном обществе; -отсутствуют тренажерные устройства для проведения занятий между уроками; -не разработан в полной мере диагностический материал по осуществлению мониторинга социализации ребенка с ОВЗ в образовательной среде; -отсутствует опыт работы педагогов с детьми с ОВЗ; -не разработаны рычаги стимулирования педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.