презентация для воспитателей подготовила заместитель заведующего по основной деятельности Радионович О.А г.
1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка. 2. Задачи и содержание учебной программы дошкольного образования по обучению детей связной речи в дошкольном учреждении. 3. Театрализованная деятельность и развитие речи у детей.
Коммуникативная Фразеологизм Контаминация
развёрнутое изложение некоторого содержания, которое осуществляется последовательно, логично и грамматически правильно. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего; либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Основная функция связной речи- коммуникативная Формы связной речи диалог монолог
Разговорная лексика Фразеологизм Кратность Недоговоренность Обрывистость Простые и сложные бессоюзные предложения Кратковременное предварительное обдумывание
Целостность (единство темы) Структурное оформление (начало, середина и конец) Объем высказывания Связность (логические связки между предложениями и частями монолога) Плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания )
* Монологическая речь Стимулируется внутренними мотивами, и её содержание выбирает сам говорящий * Диалогическая речь Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника)
Следовательно, монологическая речь является более сложным, производным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Собственно речевые умения : вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно. Умение речевого этикета : обращение, знакомство, приветствие, просьба и тд. Умение общаться: в паре, коллективе; Умение общаться для планирования совместных действий; Неречевые (невербальные) умения использование мимики, жестов
Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
* Пересказ- это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, связки) * Рассказ –это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение) В учреждении дошкольного образования детей обучают двум основным типам монологов – рассказу и пересказу. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, во втором материалом для высказывания служит художественное произведение.
По функции (назначению)-описание - повествование -рассуждение -контаминацию (смешанные тексты) Источнику высказывания-по картине -из опыта -по игрушкам и предметам -творческие рассказы Ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок -по восприятию -по памяти -по воображению
Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Педагогическая задача: Воспитатель проводит с детьми игру «Разговариваем по телефону» Ира вызывает по телефону Свету. Воспитатель уточняет, с чего следует начать разговор? О чем спросить затем? Что можно рассказать? Как надо отвечать на вопросы? Какова цель этой игры?
Педагогическая задача: Воспитатель предлагает ребенку рассказать о впечатления после посещения циркового представления. Определите цель задания и возраст ребенка.
«Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты.» К. С. Станиславский
На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций; На развитие мышления, воображения, внимания, памяти; На развитие фантазии; На формирование волевых качеств; На развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)
Театрализованная игра: Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса; Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства(динамику, темп, интонацию и др.); Совершенствует артикуляционный аппарат; Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал. * Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованная игра на праздниках и развлечениях. * Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованная игры в повседневной жизни. * Мини –игры на других занятиях, посещение детьми театров совместно с родителями.
Речь ребенка и различные виды театра Пальчиковый театр *Способствует развитию речи, внимания, памяти; *формирует пространственные представления; *развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития
Театр картинок и фланелеграф Развивают творческие способности; Содействуют эстетическому воспитанию; Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.
Вязаный театр Развивает моторно- двигательную, зрительную, слуховую координацию; Формирует творческие способности, артистизм; Обогащает пассивный и активный словарь
Конусный, настольный театр Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев речью; Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр - топотушки Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие; Знакомит с народным творчеством; Обучает навыкам общения, игры, счета.
Театр на перчатке Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами; Помогает справиться с переживаниями, страхами; Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Театр кукол Би – ба - бо Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой.
…не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.