Духовная сфера общества
Вопросы кодификатора 1. Понятие культуры. 2. Компоненты культуры: наука, образование, религия, мораль, искусство, 3. Формы и разновидности культуры. Функции 4.Наука. Основные особенности научного мышления. 5. Естественные и социально-гуманитарные науки 6.Образование, его значение для личности и общества 7. Понятие религии, ранние формы верований, мировые религии, функции религии 8. Понятие искусства. Виды искусства
Духовная сфера = культура 1. Слово «Культура» (от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа» 2. «Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком 3. «Культура- это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и многое другое)»- американский культуролог М. Херсковиц
Развитие культуры - процесс двуединый К ТРАДИЦИИ НОВАТОРСТВО Накопление опыта и культурных ценностей предшествующих поколений Приращение культурного богатства
Компоненты культуры Наука Образование Религия Мораль Искусство Иногда образование не включают в компоненты культуры
Формы культуры Массовая – коммерческая, простая, доступная, для широкого круга, возникшая в 20 веке Элитарная (высокая) – не коммерческая, сложная, рассчитанная узкий круг потребителей Народная – анонимность, коллективность, первичность Экранная – видео, компьютеры
Разновидности культуры По мнению большинства исследователей разновидностей три: Доминирующая культура- культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества Субкультура(от лат. Sub- под) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.) Контркультура( от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре
Готы Эмо Рокеры Молодежные субкультуры
Функции культуры 1. Гуманистическая 2. Кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного обществом 3. Коммуникативная связана с передачей социального опыта, поэтому ее называют трансляционной, или информационной 4.Познавательная(гносеологическая) 5. Регулятивная связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей 6. Интегрирующая обеспечивает целостность культуры и осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней
Мораль – совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в обществе, их обязанности друг перед другом и перед обществом Опирается на Авторитет общественного мнения Нравственные убеждения личности Основные нравственные понятия: добро, зло, долг, совесть, гуманизм. Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другому, как к самому себе
Особенности морали 1. Регулятор отношений между людьми 2. В основе морали лежат нравственные нормы добро, справедливость, красота, любовь 3. Мораль закрепляет нормы (образцы) правильного, должного поведения во всех сферах жизни человека 4. На ранних этапах развития общества действие моральных норм ограничивалось родом, общиной, впоследствии нормы морали стали общечеловеческими («золотое правило нравственности», Десять заповедей Христа) 5. Нарушение норм морали осуждается только общественным мнением и соблюдение их контролируется внутренним убеждением человека и его совестью
Религия (лат. Religae – связывать, набожность, святыня) Религия – это система учений, верований и культовых действий, связанных с верой человека в Бога и сверхъестественные силы. Религия является социальным институтом Сущностью религии является Вера в Бога, как Творца всего сущего – вера в реальность сверхъестественного
Религия включает в себя S ВЕРА КУЛЬТ ЦЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯ заповеди обряды церковь, общины мировоззрение
Родоплеменные Монотеизм Мировые Национальные Политеизм Христианство I в Буддизм VI-Vв до н.э. Ислам VII в Хинаяна Махаяна Шиизм Суннизм Католицизм Протестантизм XV-XVI вв Православие 1054 РАСКОЛ 1054
Религия существует в различных формах Первоначальные формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия Национальные религии: иудаизм, синтоизм, даосизм, индуизм и др. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.
Мировая религия религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов Чтобы религия считалась мировой, она должна удовлетворять следующим критериям, предложенным ЮНЕСКО : 1. Объединение крупной общности людей 2. Наличие последователей во многих странах и среди различных народов
Мировые религии Будди́зм «Учение Просветлённого» религиозно- философское учение о духовном пробуждении возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Сиддхартха Гаутама. Возникло в I веке в Палестине. Основано на жизни и учении Иисуса Христа. Православие, католицизм, протестантизм Ислам-это самая молодая из мировых религий. мусульманам и. Возникла эта религия в начале VII века на территории современной Саудовской Аравии.
Мировые религии Вопросы для сравнения Буддизм ХристианствоИслам Где и когда возникла? VI-V вв до н.э. С-З Индия I в Палестина IVв гос. религия Рима VII в Аравия Основатель Сддхартха Гаутама (Будда) Иисус из Галилеи (г.Назарет) Мухаммед (Магомет) Священная книга Т(р)ипотека «Три корзины» Библия (Старый и Новый завет) Коран Основные догматы
Функции религии Мировоззренческая - создание религиозной картины мира Компенсаторная, снимающая социальное и душевное напряжение, помогает человеку преодолеть бессилие, страдания, болезни Воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению Коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих
Наука как компонент культуры Наука- это сфера творческой деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний о природе, обществе, человеке. Наука –это определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, научной деятельности ученых Особенности: объективности 1. Принцип объективности, т.е. изучение мира таким, какой он есть независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от мнений, пристрастий, авторитетов. 2. Рационалистическая обоснованность (теоретическая доказанность ) 3. Системность 3. Системность знания (научное знание выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия). 4. Проверяемость 4. Проверяемость с помощью различных методов научного познания.
эмпирическое познание теоретическое познание наблюдение и эксперимент научное моделирование, аналогия, абстрагирование в отличие от наблюдения в ходе эксперимента исследователь может изолировать интересующий его предмет, подвергнуть его специальным воздействиям моделью выступает научная гипотеза, то есть предположение, догадка Методы научного познания
эмпирическое познание имеет дело с фактами, а также с законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений и эксперимента теоретическое познание имеет дело с абстрактными научными законами, а также такими объектами, которые нельзя непосредственно наблюдать, к примеру - электроны, гены Закон Архимеда Закон всемирного тяготения, законы наследственности Уровни научного познания
Функции науки Функции науки Когнитивная (описание, объяснение, предсказание, понимание) Культурно-мировоззренческая Непосредственная производительная сила общества (включенность в производство, катализатор процесса совершенствования производства Социальная функция (данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития)
Черты (принципы) образования Образование – это целенаправленный процесс воспитания, обучения и развитие человека в интересах общества и государства 1. гуманизация – учёт потребностей и интересов ребёнка, использование гуманистических ценностей и идеалов в процессе образования 2. гуманитаризация – увеличение количества гуманитарных предметов в учебном процессе 3. интернационализация – формирование единой системы образования для разных стран, взаимосвязь и партнерство различных систем образования 4. демократизация - образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений 5. компьютеризация - использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей
Система образования в России (уровни образования) Высшее образование (институты, университеты, академии, высшие школы- бакалавриат, специалитет, магистратура) Среднее профессиональное образование (техникумы, училища, колледжи) Среднее образование (школы, гимназии, Лицеи) Начальное общее Среднее общее Основное общее (5-9 кл) Дошкольное образование Дополнительное образование детей и взрослых профессиональное общее
Уровни образования Общее образование дошкольное образование начальное общее образование основное общее образование среднее (полное) общее образование Профессиональ ное образование среднее профессиональное образование высшее профессиональное образование : бакалавриат, специалитет, магистратура Послевузовское профессиональное образование Аспирантура Докторантура Повышение квалификации Второе высшее образование Переподготовка Профессиональная подготовка
Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно- наглядных образах. Художественный образ –это чувственное воссоздание жизни автором Искусство- это сфера духовно-практической деятельности, отражающая действительность в художественных образах Мастерство Творческая деятельность Произведения искусства