Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную возможность проведения занятий - внедрение дистанционной формы обучения. Она, во-первых, позволяет самому обучаемому выбрать и время и место для обучения, во вторых, дает возможность получить образование лицам, лишенным получить традиционное образование в силу тех или иных причин, в третьих, использовать в обучении новые информационные технологии, в четвертых, в определенной степени сокращает расходы на обучение. С другой стороны, дистанционное образование усиливает возможности индивидуализации обучения.
Электронные средства обучения (ЭСО) – компьютерные программы учебного назначения, учебные и демонстрационные материалы, разработанные с использованием компьютерных информационных технологий. Электронный учебник (ЭУ) - программно- методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность учащемуся самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебной курс или его раздел.
Электронный учебник имеет определенные преимущества перед традиционными видами учебников: Изучение материала может быть не связано с временными рамками (расписанием аудиторных занятий). Изучение материала может быть не связано с временными рамками (расписанием аудиторных занятий). Позволяет развить навыки самостоятельной работы у учащихся. Позволяет развить навыки самостоятельной работы у учащихся. Структура учебника помогает устанавливать контроль над изучением определенных блоков тем. Структура учебника помогает устанавливать контроль над изучением определенных блоков тем. Электронные учебники, могут иметь дополнительные возможности по сравнению с бумажным вариантом. Электронные учебники, могут иметь дополнительные возможности по сравнению с бумажным вариантом. Одной из таких возможностей является использование гиперссылок, с помощью которых возможен быстрый переход от одного участка учебника, к другому. от одного участка учебника, к другому.
Учебный материал должен быть разбит на блоки. Каждый блок должен быть снабжен подробными иллюстрациями или примерами решения задач. Иллюстрации должны подбираться таким образом, чтобы более подробно и просто разъяснить трудновоспринимаемый учащимися материал. Основной материал блока должен быть объединен в одно целое с помощью гиперссылок. Гиперссылки могут связывать собой и отдельные блоки электронного учебника. Основные требования к методике составления электронного учебника следующие:
Электронный учебник удобен для преподавателя, потому что он: позволяет выносить на лекции и практические занятия материал по собственному усмотрению, возможно, меньше по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий освобождает от дополнительных объяснений отсутствующим, какую работу им нужно выполнить, чтобы не было пробелов знаний позволяет индивидуализировать работу с учащимися
освобождает от поиска теоретического материала Электронный учебник удобен для учащихся, тем, что он: допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями содержит возможности для самопроверки по всем темам осуществляется контроль знаний – компьютерное тестирование
Структура учебника Данный учебник представляет собой скомпилированный html файл, что дает удобства и простоту запуска программы, скрывая наличия дополнительных папок и файлов. Не требует инсталляции и деинсталляции. Рассчитан на стандартные аппаратно-программные платформы и информационные технологии.
То, что в течение многих лет обещали специалисты по программированному обучению, свершилось. С помощью учебных кроссвордов и электронных учебников персональный компьютер может стать реальным помощником преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения в организации учебного процесса на основе новейших идей, принципов и средств информатики и вычислительной техники. Практика использования электронных учебников показала, что учащиеся качественно усваивают изложенный материал. Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность для изобретения новых методов в образовании и тем самым повысить его качество.