Проблемное обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Проблемное обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Суть проблемного обучения: ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью. Суть проблемного обучения: ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью. Главная цель: обеспечить каждому ученику условия для развития как само изменяющегося субъекта учения, создать такие условия, чтобы ребенок хотел, любил и умел учиться. Главная цель: обеспечить каждому ученику условия для развития как само изменяющегося субъекта учения, создать такие условия, чтобы ребенок хотел, любил и умел учиться. Основное звено проблемного обучения: проблемная ситуация. Основное звено проблемного обучения: проблемная ситуация.
3 Проблемное преподавание – это деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, и управление деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний. Проблемное преподавание – это деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, и управление деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний.
4 Проблема – это противоречие между двумя фактами: новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью. Проблема – это противоречие между двумя фактами: новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью.
5 Уровни проблемного обучения. 1 уровень (высокий) подсказки нет 2 уровень(средний) 1 подсказка 3 уровень(низкий) 2 подсказки
6 1 уровень Рассмотри примеры. Составь алгоритм вычислений. Вычисли. Определи новый способ сложения двузначных чисел с переходом через разряд. Рассмотри примеры. Составь алгоритм вычислений. Вычисли. Определи новый способ сложения двузначных чисел с переходом через разряд. ++++
7 2 уровень Рассмотри примеры. Составь алгоритм вычислений. Какое число получается при сложении единиц? Оно однозначное или двузначное? Обрати внимание на подсказку. Вычисли. Определи новый способ сложения двузначных чисел с переходом через разряд. Рассмотри примеры. Составь алгоритм вычислений. Какое число получается при сложении единиц? Оно однозначное или двузначное? Обрати внимание на подсказку. Вычисли. Определи новый способ сложения двузначных чисел с переходом через разряд
8 3 уровень Найди значение графических моделей. Найди значение графических моделей. ****+******** = ****** + ******* = Что происходит при сложении единиц? Количество десятков увеличивается или уменьшается? Что происходит при сложении единиц? Количество десятков увеличивается или уменьшается? Рассмотри примеры. Составь алгоритм вычислений. Обрати внимание на подсказку. Определи новый способ сложения двузначных чисел с переходом через разряд. Рассмотри примеры. Составь алгоритм вычислений. Обрати внимание на подсказку. Определи новый способ сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
9 Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом.
10 В проблемной ситуации можно выделить следующие этапы. Постановка проблемы Поиск решения Реализация продукта Выражение решения
Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
Четвёртый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.