«Модернизация региональной системы образования как способ повышения качества жизни» А.И. Адамский
Социальный эффект 1. Повышение доступности качественного образования. С одной стороны, это регулируется введением ФГОС ступеней общего образования, так как образование качественно должно измениться с введением ФГОС. С другой стороны, мы должны обеспечить доступность качественного образования каждому ребенку независимо от места его проживания. В этой связи нужно принимать меры по приведению школ в соответствие с требованиями ФГОС к условиям, и обеспечить детям из труднодоступных и отдаленных населенных пунктов возможность получения образования с помощью высокоскоростного интернета в лучших школах России.
Социальный эффект 2. Изменение, осовременивание представлений граждан о качестве образования. Необходимо повысить уровень притязаний к образовательным услугам со стороны граждан: а это и новое понимание результатов образования, и новые представления о среде, в которой должны учиться дети. Социальный эффект 3. Несмотря на качественное повышение уровня образовательных потребностей граждан мы должны обеспечить рост удовлетворенности граждан получаемым образованием. Для этого требуется существенное изменение материальной среды школы, существенное изменение технологий работы учителя, эффективных механизмов финансирования школ под решение этих задач.
Социальный эффект 4. Омоложение и обновление кадрового корпуса системы общего образования, ориентированного на современные образовательные результаты и технологии. Только повышение уровня зарплат учителей до средней зарплаты в экономике региона сейчас уже не может привлечь молодых специалистов в школу, обновить кадровый корпус. Необходимо реформирование системы подготовки и повышения квалификации учителей.
Социальный эффект 5. Повышение самостоятельности и ответственности школы как среды, из которой вырастают самостоятельные и ответственные граждане. Школа, функционирующая в директивном режиме управления сверху, не может создать условия для развития инициативности, самостоятельности и ответственности детей, которые учатся в ней. Социальный эффект 6. Более точная ориентированность профессионального самоопределения выпускников школы на перспективные потребности рынка труда. В этом смысле – необходимо выстраивание всероссийской системы оценки качества образования, ориентирующей школу на обеспечение достижения детьми не только знаний, умений и навыков, но и метапредметных, личностных результатов, позволяющих им успешно социализироваться, осуществлять ответственный выбор в открытой жизненной ситуации.
Социальный эффект 7. Технологическое перевооружение образования должно стать условием формирования инновационного способа поведения подрастающего поколения, которому предстоит технологическое перевооружение реального сектора экономики: промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры жизнеобеспечения. Социальный эффект 8. Формирование институциональных условий для становления инновационных образовательных сообществ, сетей, которые будут развивать нормы для повышения эффективности системы образования, и образования, которое получает конкретный школьник.
Социальный эффект 9. Выращивание потребности граждан в образовании через всю жизнь. В этом смысле важно, чтобы потребность в образовании как инструменте достижения успеха была сформирована и у педагога и становилась нормой для каждого школьника.
Социальный эффект 10. Содержание образование выстраивается на прогнозе социально-экономического развития страны, мира в целом. Школа становится своеобразной машиной времени, которая предвосхищает в образовательной программе те компетенции, которые помогут быть успешным через 11 лет ребенку, приходящему сегодня в 1 класс. И эти компетенции совершенно естественно проявляются и развиваются в среде школы, а затем срабатывают в выпускниках школы уже в открытых жизненных ситуациях. Социальный эффект 11. Граждане разделяют и поддерживают необходимость модернизационных процессов в образовании.