«Развитие творческих способностей у учащихся» (Психолого-педагогический семинар)
Цель: Повышение педагогической компетентности в сфере изучения творческой одарённости учащихся.
План: 1. Теоретическая часть Загадка творчества Психологические составляющие творческой деятельности Стадии творческого мышления. 2. Практическая часть Результаты развития творческого мышления учащихся V классов Результаты анкетирования участников олимпиад. 3. Рефлексия Умные мысли Притча «Три Я!»
Загадка творчества Первыми объектами изучения были люди науки и искусства.
Две стадии творческого процесса: 1. Длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями. 2. Короткое озарение и интуитивно принятые решения.
Томас Эдисон так определил процесс творчества: Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения.
Вторая половина XX века Составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Экспериментально изучались процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались учебные программы формирования творческих способностей.
Психологические составляющие творческой деятельности
Гибкость ума Способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую.
Систематичность и последовательность Управление процессом творчества, когда все идеи сводятся в определённую систему и последовательно анализируются.
Диалектичность мышления Соединение несоединимого. Диалектически мыслящий человек может чётко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.
Способность рисковать и не бояться ответственности за своё решение Часто старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей.
Стадии творческого мышления Наглядно-действенное Причинное Эвристическое
Наглядно-действенное мышление Качества Чёткое и ясное представление образов предметов. Хорошая зрительная и слуховая память. Способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей. Способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.
Итог на этапе наглядно- действенного мышления: Выход за рамки мыслительных стереотипов – оригинальность.
Причинное мышление Связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением её в более широком теоретическом контексте. К годам дети направляют свою исследовательскую активность формулировкой поисковых вопросов, в связи с ростом самостоятельности мыслительной деятельности и критичности мышления.
Методы и приёмы стимулирования творческой активности Образное сравнение (аналогии) Сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным.
Метод мозгового штурма Метод коллективного решения проблемы. А. Осборн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа.
Метод комбинированного анализа Матрица сочетаний двух рядов фактов (признаков объектов или самих объектов). Например: сочетание понятий, относящихся к частям речи и членам предложения.
Эвристическое мышление Выбор осуществляется среди множества вариантов и обилия фактов с опорой на ряд критериев, правил, которые позволяют сузить «зону поиска», сделать его более сокращённым, избирательным. Эвристическое мышление формируется к годам.
Практическая часть
Результаты развития творческого мышления учащихся V классов по тесту Торренса
5 «А» класс Беглость (уровень развития) в-91% в/с- с-4,5% н/с-4,5% н- 5 «Б» класс Беглость (уровень развития) в-95% в/с- с- н/с-5% н-
Результаты развития творческого мышления учащихся V классов по тесту Торренса 5 «А» класс Гибкость (уровень развития) в-9% в/с-77% с-14% н/с- н- 5 «Б» класс Гибкость (уровень развития) в-16% в/с-53% с-26% н/с-5% н-
Результаты развития творческого мышления учащихся V классов по тесту Торренса 5 «А» класс Оригинальность (уровень развития) в- в/с-4,5 с-86,5% н/с-4,5% н-4,5% 5 «Б» класс Оригинальность (уровень развития) в- в/с- с-74% н/с-26% н-
Результаты развития творческого мышления учащихся V классов по тесту Торренса 5 «А» класс Разработанность (уровень развития) в- в/с-4,5% с-91% н/с-4,5% н- 5 «Б» класс Разработанность (уровень развития) в- в/с-5% с-85% н/с-10% н-
Результаты анкетирования участников олимпиад (IX-XI кл.) Нужна помощь: Проблемы, которые мешают заниматься подготовкой к олимпиаде Админист рации Психолога Классного руководи теля Учителя предметника Нет Есть % Ничья-6% % %:
Проблемы, которые мешают заниматься подготовкой к олимпиаде мало времени на подготовку, другие предметы - 9 (58%); большое количество домашних заданий - 5 (14%); младшие дети в семье – 2 (6%); трудно говорить перед аудиторией -16 (44%); трудно работать с текстом - 9 (25%); чувствовать себя уверенно во время выступления 8 (22%).
Результаты анкетирования участников олимпиад (IX-XI кл.) Нуждаются в индивидуальных консультациях психолога 8 человек (22%). Могут работать длительное время дополнительно (библиотека, читальный зал, Интернет и т.д.) 23 человека из 36 (64%).
Рефлексия
«Умные мысли» Если вас что-то ранит, значит, вам не всё равно. Так говорил Хемингуэй
«Умные мысли» Все люди на свете делятся на две категории. С первыми легко, как и легко и без них. Со вторыми сложно, но жить без них невозможно совсем.
«Умные мысли» Реже всего в жизни я встречал умных людей, которые были бы ещё и счастливы. Никогда не отправляйтесь в путешествие с теми, кого не любите. Большинство людей никогда не слышат друг друга.
«Умные мысли» Люди с возрастом не умнеют. Они просто становятся осторожнее. Если вы перестали делать какие-то вещи просто для удовольствия, считайте, что вы больше не живёте.
«Умные мысли» Все сентиментальные люди очень жестоки. Секрет успеха прост: никогда не падайте духом. Никогда не падайте духом на людях.
Притча «Три Я!»