ПО КОЛИЧЕСТВУ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЕ БЫВАЕТ… Простое(1 грам. основа) Сложное( 2 и более грамм. основ) По наличию –отсутствию союза… Союзное Бессоюзное По характеру союза… Сложносоч-ое… Сложноподч-ое предложение… ( Части равноправные по значению) ( Есть главаая часть и придатокная) [ ],и[ ] [ глава.часть ],( придаток. ) Как определить вид придатокного… 1. Обозначить вопрос, который ставиться от: ---слово,-слов-ие, -предл. 2. Средство связи (союз. союзн. сл., ук.сл.) 3. Какие смысловые отношения складываются между главаой частью и придатокной. Правильно задать вопрос. ПО КОЛИЧЕСТВУ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЕ БЫВАЕТ… Простое(1 грам. основа) Сложное( 2 и более грамм. основ) По наличию –отсутствию союза… Союзное Бессоюзное По характеру союза… Сложносоч-ое… Сложноподч-ое предложение… ( Части равноправные по значению) ( Есть главаая часть и придатокная) [ ],и[ ] [ глава.часть ],( придаток. ) Как определить вид придатокного… 1. Обозначить вопрос, который ставиться от: ---слово,-слов-ие, -предл. 2. Средство связи (союз. союзн. сл., ук.сл.) 3. Какие смысловые отношения складываются между главаой частью и придатокной. Правильно задать вопрос.
Домашнее задание (какое?) 1.[ Все,( чему), ]. ( какое?) 2.[ такое],( чего). какого? 3.( Кто ),[ каждого].
Внимание! ( что?) (где?) Ищите большую цель в (какую?) жизни
Придаточное Определительное Изъяснительное Обстоятельственное
Сложноподчиненное предложение с придатокным изъяснительным
Цель: Научиться находить в тексте сложноподчиненное предложение с придатокным изъяснительным, устанавливать связь между главаой частью и придатокной, на какие вопросы отвечает придатокное изъяснительное, средство связи. Строить предложения, схемы.
Упражнение 122( устно) (чего?) 1.[ не знал],( какая ). (чему?) 2.[ радовался ],( что). (в чем?) 3.[стал сомневаться],(ли). (что?) 4.[ непонятно], ( что). (о чем?) 5.[ догадался спросить],( к кому).
Работа с текстом « Дорогие ребята! Когда вы вырастете, помните, что вы должны сделать больше нас. Ставьте перед собой задачи и обязательно добивайтесь их решения. Всем известно, что безвольный, ленивый и изнеженный человек ничего не сможет достигнуть. Можно и даже надо увлекаться многими вещами, но главаое ваше дело- постижение новых знаний. И в любом своем занятии надо стремиться дойти до сути, не плавать на поверхности. Каждому из вас, ребята, хочу пожелать: ищите большую цель в жизни. Ищите уже сейчас, когда вы учитесь в школе. Помните, что в борьбе с трудностями закладывается и крепнет характер». А. Леонов, космонавт Выпишите сложноподчиненные предложения с придатокным изъяснительным, выполните их анализ.
(о чем?) Когда вы вырастете, помните, что вы должны сделать больше нас. (о чем?) …, [ глаг. ], ( что) (Что?) Всем известно, что безвольный, ленивый и изнеженный человек ничего не сможет достигнуть. ( что?) [ кр. прил ], ( что) (о чем?) Помните, что в борьбе с трудностями закладывается и крепнет характер. (о чем?) [ глаг. ], ( что)
Внимание задание! Опять двойка» картина Федора Павловича Решетникова, созданная в 1952 году. Хранится в Третьяковской галерее. Написана эта картина была в Москве.Опишите, что вы видите на переднем плане картины, используя 5-6 предложений сложных с придатокным изъяснительным -ОТКУДА ПРИШЕЛ МАЛЬЧИК? - -ЧТО ДУМАЕТ ОН В МОМЕНТ -ЧТО ПЫТАЕТСЯ СКАЗАТЬ ЕМУ МАМА, УСПОКОИТЬ ЕГО? -ЧТО,ВОЗМОЖНО,ПООБЕЩАЛ ЕЙ СЫН?
Тест 1. В сложноподчиненном предложении с придатокным изъяснительным придатокная часть зависит от: а) слова б) от всей главаой части 2. Чаще всего определяемым словом выступает: а) глагол б) прилагательное в) краткое причастие 3 Придаточное изъяснительное отвечает на вопрос : а) определения (какой?), (чей?) б ) обстоятельства (где?). (как?) в) падежный (что?), (о чем?). 4. Средством связи главаой части и придатокной выступает: а) только союзное слово б) только союз в) союзное слово и союз (какой?) (что?) (какой?) 5. Найдите четвертое лишнее: а) [ сущ ], (который); б) [ глаг ],( что); в) [ сущ],( где); ( какой?) г) [ сущ.],(что)
Подводим итоги! На сегодняшнем уроке мы определили: 1 Связь главаой части и придатокной…. 2 Средство связи главаой части и придатокной… Учились строить предложения с придатокным изъяснительным, строили схемы, расставляли знаки препинания
Домашнее задание Выполнить упражнение 125. Записать предложения, расставить знаки препинания, построить схемы предложений. Выполнить их анализ. (что?) В гордых думах, быть может, грезилось ему, что в его резце нуждается не только мраморный блок, выбранный им для работы, но и каждая скала, гора. В главаой части вопрос ставим от глагола, обращаем внимание на причастный оборот, выделяем его запятыми. Строим схему (что?) [ глагол],(что)
Спасибо за внимание!