Семинар для родителей Условия нормативного произношения звуков. Речевой слух. Речевое дыхание. Артикуляция.
Цель семинара: Познакомить с устройством речевого аппарата человека Представить классификацию звуков русского языка Определить условия нормативного произношения звуков Научить родителей работать над преодолением речевых нарушений у детей
Как устроен речевой аппарат?
Периферический речевой аппарат Дыхательный (энергетический) отдел Голосообразующий отдел
Дыхательный отдел Обеспечивает силу звучания голоса Для речи необходимо брюшное (диафрагмальное) дыхание. Дыхание верхней частью груди затрудняет речь.
Голосообразующий отдел обеспечивает высоту и силу голоса Дрожание голосовых складок, расположенных в гортани, создают звук голоса.
Классификация звуков
Условия нормативного произношения звуков Речевой слух Способность различать звуки речи Речевой выдох Выдох, направленный в определенное место ротовой полости Правильная артикуляция Взаимное расположение органов речи, необходимое для произнесения того или иного звука
Что нужно знать при проведении занятий Какой должна быть речевая поза Как нормализовать речевой выдох Как проверить (или исправить) речевой слух Какой необходим режим занятий и как поддержать внимание ребенка Какой порядок работы над звуками
Речевая поза (расположение корпуса в момент речи) Правильная речевая поза: Плечи вместе с грудной клеткой свободно опущены, шея не напряжена, голова немного приподнята, подбородок сам собой подается немного вперед, глаза смотрят на собеседника. Нарушение речевой позы – следствие общей мышечной «зажатости» ребенка. Мышечные напряжения грудной клетки, плеч и шеи передаются мимическим и артикуляционным мышцам, и речевые органы теряют способность к точным и тонким движениям.
Речевой выдох Для нормативного произношения русскоязычных звуков речевой выдох должен быть «нацелен» к самому выходу изо рта – в зубы или в губы, в зависимости от звука. Постановка речевого выдоха производится на фоне произнесения звука [т].
Речевой слух При замене звуков (ребенок одинокого произносит [р][л], как [л]) нужно проверить речевой слух. Проверка речевого слуха Нужно произносить звуки, среди которых встречаются [р] и [л]. Задание 1. «Хлопни, когда услышишь звук [р]» Задание 2. «Хлопни, когда услышишь звук [л]»
Режим занятий Режим занятий – минимум два раза в неделю. Оптимальный вариант: два раза в неделю – получасовые занятия, направленные на освоение новых навыков, и каждый день – 5-10-минутные занятия для закрепления пройденного материала
Порядок работы над звуками 1. Постановка звука 2. Автоматизация - изолированного произношения - в слогах - в словах (в начале, середине, конце слов, со стечением согласных) - в чистоговорках, словосочетаниях, предложениях - в играх, стихах, пословицах, коротких пересказах - в связной речи 3. Дифференциация (различение) - в изолированном произношении - в слогах - в словах - в словосочетаниях, предложениях - в играх, стихах, пословицах, коротких пересказах - в связной речи
Спасибо за внимание!