Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС ДО составитель: учитель-логопед Рублева Е.А. МБДОУ N27
«Заговори, чтобы я тебя увидел» – Сократ. «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает» - Наполеон I «Умен ты или глуп, велик ты или мал, Не знаем мы, пока ты слова не сказал» - Саади
"Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте." ФГОС ДО Второй раздел Пункт 2.6
Процесс усвоения ребенком родного языка (А. Гвоздев)
Крики (1,5-2 мес.)
Гуление (3-4 мес.)
Лепет (5-6 мес)
Слова (1 год)
Словосочетания
Фразы (1,5-2 года)
Самостоятельная связная речь
Первый год жизни Цель: развивать понимание речи.
Второй год жизни Цель: стимулировать развитие речи
Третий год жизни Цель: развивать речь, использовать звукоподражательные слова, упражнять детей в их произнесении с разной громкостью и скоростью, в правильном произношении гласных и простых согласных
Четвертый год жизни Цель: развивать речь, развивать артикуляционный аппарат и готовить его к правильному произношению шипящих звуков.
Пятый год жизни Цель: организовать эффективную систематическую работу по освоению норм русского языка в области фонетики
Шестой год жизни Цели: обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи.
Седьмой год Цель: развитие самостоятельной связной речи
Критические периоды развития речи Весь период речевого развития от года до шести считается сенситивным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды
Первая гиперсензитивная фаза От 1 года до 1,5-2 лет - период накопления первых слов
Вторая гиперсезитивная фаза 2,5-3,5 года – период овладения развернутой фразовой речью
Третья гиперсензитивная фаза 5-6 лет – период формирования контекстной речи, т.е. самостоятельного порождения текста
Воспитание звуковой культуры речи Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты- фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи) Развитие речедвигательного аппарата ( артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношение звуков, четкой дикции и т.д)
Нам нельзя упускать время, помогать ребёнку нужно в сенситивный период!
Спасибо.