Экономическая наука как социальный институт 1
Структура лекции 1. Введение 2. Наука как вид знания 3. Знание и либеральный порядок 4. Знание в голографических системах 5.Выводы: место современной экономической науки в российском обществе 2
2. Знание и либеральный порядок 3
Содержание раздела 2.1. Модель «либерального порядка» 2.2. Развитие в модели «либерального порядка» 2.3. Перекодировка 2.3. «Профессия» как способ социальной организации 2.4. Наука в системе «либерального порядка» 4
2.1. Модель «либерального порядка» Хайека Individuals Private domains Rules of just conduct Reciprocity Индивиды Собственные территории Правила справедливого поведения Взаимность 5
Обратим внимание, что: Собственные территории могут включать жизнь и здоровье индивидов, их собственность, репутацию, а также их сферы их полномочий Территории изменяются только на основе добровольных договоренностей Правила справедливого поведения формулируются исключительно в негативных терминах: чего нельзя делать Их задача - разграничивать собственные территории 6
Основной момент Правила справедливого поведения универсальны в том смысле, что: Они относятся одинаково ко всем индивидам Они формулируются всегда при помощи одного и того же словаря (который постоянно обогащается) Это значит, что: В общественной (не частной!) жизни принято стандартизованное представление о поведении людей Собственные территории различаются, но способ их определения – всегда один и тот же 7
2.2. Развитие в модели «либерального порядка» Изменения и развитие в модели «либерального порядка» происходят Путем уточнения и изменения границ собственных территорий (на основе взаимовыгодного обмена) Путем уточнения и обогащения правил поведения Поскольку правила поведения универсальны, их обогащение аналогично открытию законов природы 8
Право - основной институт «либерального порядка» Если к праву относиться как к чему-то, установленному Богом, или же как к чему-то, коренящемуся в самой природе вещей, то судья должен рассматриваться как выразитель, а не создатель Гарольд Берман 9
2.3. Отделение «софта» от «железа» Универсальность правил поведения позволяет вырабатывать все более точный общий язык для определения отношений между индивидами Индивиды могут свободно распоряжаться своими ресурсами и, в том числе, реализовывать инновации Эти инновации можно рассматривать как перекодировку идей, их отчуждение от авторов и превращение в вещи (реификацию) 10
Парадоксальные выводы: «Либеральный порядок» позволяет мысленные, идеальные объекты превращать – перекодировать – в объективно существующие, «реальные». Такая техника аналогична изобретению письменности, и имеет не менее фундаментальные последствия, она позволяет отчуждать, сохранять и накапливать знание. Экономика – это не только (а сегодня уже не столько) удовлетворение потребностей людей, а внешняя память огромного социального информационного механизма. 11
2.4. Наука в системе «либерального порядка» «Профессия» как способ социальной организации: Общественный договор; «посвященные» и «непосвященные» Социализация и социальный контроль внутри «профессии» Профессиональные процедуры одобрения Профессиональная деятельность как «решение головоломок» Научные результаты как отчуждаемый продукт 12
Заключительное замечание Обратим внимание, что и «либеральный порядок» в целом, и наука в рамках «либерального порядка» являются примерами «членораздельного» способа социальной организации, при котором содержание деятельности может быть каким угодно, но общественное (не частное!) поведение людей регламентируется на основе стандартного набора («словаря») элементарных поведенческих моделей. Этот «язык поведения» постоянно развивается. 13
Список терминов Private domain Rules of just conduct Reciprocity Негативные и позитивные правила (права) Универсальность правил Открытие законов «Софт» и «железо» Перекодировка Отчуждение Реификация Экономика как внешняя память «Профессия» Научный результат Профессиональные процедуры одобрения 14