ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПРОФСТАНДАРТЫ? И ПОЧЕМУ НА ЭТО НУЖНО ТРАТИТЬ СВОЕ ВРЕМЯ?
Как работает современная система обучения? Минэкономразвития Минобразования Областные госадминистрации: департамент экономики Университеты Кабинет Министров
ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ТИПА 2 Модель создания профессиональных и образовательных стандартов нового типа Формирование новых образовательных и профессиональных стандартов в отрыве от существующей практики, в т. ч. «импортирование» зарубежных (международных ) аналогов 1 модель Создание абсолютно новых стандартов взамен существующих на национальном уровне 2 модель Создание новых стандартов на основе существующих аналогов 3 модель
Национальная система регулирования профессиональных квалификаций устарела и не позволяет формировать в стране качественную и востребованную на рынке труда подготовку кадров Классификатор профессий и квалификационные характеристики по своей структуре, содержанию, задачам в большинстве случаев не формируют четкие требования к компетенциям работников, не создают критерии и показатели оценивания их компетентности Образовательные стандарты не сориентированы на результаты обучения, основываются преимущественно на академических (теоретических, общих) образовательных программах, не интегрируют их по ключевым компетенциям, оторваны от практического получения пользователем профессиональных умений и навыков Недостатки существующей системы стандартов
Государственные и ведомственные стандарты образования Статистическая информация Преимущества Недостатки 1. За 2006 – 2014 гг. утверждено 392 государственных стандарта по конкретным профессиям и 759 типовых учебных планов и программ 2. Удельный вес охвата этими стандартами составляет 36,9% от их общего количества в Перечне профессий. Нет 1. В большинстве своем стандарты разработаны в отрыве от результатов обучения 2. Объем образовательных программ, направленных на получение умений и навыков (практики, стажировки) недостаточен для их фактического формирования 3. За 2006–2014 гг. внедрено на практике 458 отраслевых стандартов высшего образования (35,7% от общего количества специальностей) 3. Структура стандарта высшего образования не позволяет сгруппировать программы по результатам обучения 5 5
Статистическая информация Преимущества Недостатки 1. Ежегодно на производстве обучается новым профессиям около 200 тыс. человек (2,0% от числа занятых), повышает квалификацию около 1 млн. (10,0%) 2. Подготовка новым профессиям преобладает в промышленности (80,0%), на базе учебно- производственных комбинатов (72,8%), через индивидуальную форму обучения (51,9%) 1. Преобладание в подготовке кадров получения умений и навыков 2. Ориентация работодателей на востребованные полные и частичные профессиональные квалификации 1. Отсутствие в большинстве случаев единой методологической базы подготовки на производстве, сети отраслевых (межотраслевых) центров 2. Проблемы с признанием профессиональных квалификаций, прежде всего, во вредных производствах 3. Подготовкой по регулируемым профессиям охвачено около 150 профессий (1,7% от номенклатуры КП), по которым занято около 0,5 млн. чел. (4,5% всех занятых) 3. Объективность в оценивании результатов обучения и высокий уровень требований при сертификации персонала 3. Отсутствие типового нормативного документа, единых подходов по стандартам оценивания и процедуре сертификации персонала Подготовка на производстве, обучение по регулированным профессиям
Подготовительный этап 1. Провести инвентаризацию существующих стандартов, их наличия и содержания с позиции соответствия современным требованиям рынка. 2. Определиться с методикой создания новых профессиональных стандартов (или доработки существующих). 3. Определить необходимое число участников рабочей группы по разработке профессиональных стандартов. Создать рабочую группу, выбрать его главу. 4. Определить главные и второстепенные функции профессии, определить квалификационные характеристики (КХ). ПОДХОДЫ ПО ПРЕОБРАЗОВАНИЮ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОНКРЕТНЫМ ПРОФЕССИЯМ И ОТРАСЛЕВЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАНДАРТЫ НОВОГО ТИПА
Преобразование квалификационных характеристик Отобранные КХ группируются по подобию трудовых процессов в единый профессиональный стандарт (это позволит в 3-5 раз укрупнить «близкие» профессиональные наименования работ) КХ распределяются по оценкам экспертов на интегрированные трудовые функции путем использования материалов раздела «Задания и обязанности», в отдельных случаях - раздела «Имеет право» Для выделенных интегрированных трудовых функций (единиц ПС) с помощью разделов «Должен знать», «Примеры работ» и «Задания и обязанности», описываются необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам Тарифные разряды, классы, другие категории сохраняются, если дополнительные требования к квалификации формируют отдельную единицу проф стандарта. Для более детального определения различий в содержании и характере труда различных категорий используется Методика оценивания сложности труда работников. Если не удается определить существенных различий в требованиях к категориям, последние интегрируются или не применяются 8
Преобразование квалификационных характеристик Описанные единицы ПС с помощью дескрипторов уровней Национальной рамки квалификации (НРК) и получают соответствующий уровень НРК, как ориентир для разработчиков образовательных программ. В ПС выделяются все частичные квалификации с уровнями НРК или определяют соответствующую категорию профессии Стандарты оценивания разрабатываются для каждой единицы ПС и включают: фиксирование результата (знает/не знает, умеет/не умеет, понимает/не понимает и др); выполнение определённых норм труда за единицу времени; демонстрирование умений и навыков на рабочем месте (смоделированной ситуации) и др. Общая информация о профессии формируется из доступных источников (стат информация о спросе и предложении на рынке труда, законодательно-нормативная база, регулирующая соответствующий вид трудовой деятельности и др.) 9