Урок по предмету ДПИ в 5 классе « АКВАГРАФИЯ» Подготовила преподаватель МБОУ ДОД Новоспасская ДШИ Бадигина Т. Г.
У этой техники много названий: водная печать, мармарирование, акваграфия, эбу,сугманши Обратимся к энциклопедии! Акваграфия это- нанесение рисунка окунанием детали в воду, на поверхности которой находится пленка не смешивающей с водой краски, обычно масленой. Жидкие масла расплываются на поверхности воды, образую пленку с причудливыми цветными узорами, цвет которых меняется в зависимости от содержания разноцветных пигментов.
Если погружение и подъем производят в горизонтальном положении к отделываемой поверхности, то рисунок будет соответствовать расплаву краски на поверхности воды. В случаи погружения и подъема в вертикальном положении рисунок получается ленточным. Если погружение и подъем производят в горизонтальном положении к отделываемой поверхности, то рисунок будет соответствовать расплаву краски на поверхности воды. В случаи погружения и подъема в вертикальном положении рисунок получается ленточным. После высыхания полученный слой закрепляют прозрачным лаком. После высыхания полученный слой закрепляют прозрачным лаком. Имитация акваграфией напоминает рисунок мрамора. Имитация акваграфией напоминает рисунок мрамора. Поэтому эту технику называют мармарированием
Художник-график Линда Иохановна Маркус жила и работала в небольшом эстонском городе Валге. Все ее творчество связано с землей, на которой она родилась, впечатлениями детства. Богато одаренная от природы. Линда рано почувствовала влечение к рисованию, много работала самостоятельно. Особенно интересны её работы в технике водной печати
Работает она так: на гладкую поверхность воды разбрызгивается жидкая масляная краска. Сверху осторожно кладется бумажный лист и так же быстро и осторожно снимается. Работает она так: на гладкую поверхность воды разбрызгивается жидкая масляная краска. Сверху осторожно кладется бумажный лист и так же быстро и осторожно снимается.
На бумаге остается отпечаток масляной краски изображение. Для большей выразительности еще влажный оттиск прописывается акварелью.
Непосредственно на получение отпечатка уходит не больше минуты, но, чтобы получить законченную картину, требуется не менее недели или даже месяца ежедневной работы. А главное не обойтись без терпения, фантазии. Непосредственно на получение отпечатка уходит не больше минуты, но, чтобы получить законченную картину, требуется не менее недели или даже месяца ежедневной работы. А главное не обойтись без терпения, фантазии. «Если хотите получить еще более сложное и интересное изображение повторите печатание много раз. Над каждой гравюрой приходится иногда работать не меньше месяца, иногда два, три месяца, ежедневно рассматривая отпечаток, что-то добавляя, прорабатывая вялые места.»- советовала Линда Маркус «Если хотите получить еще более сложное и интересное изображение повторите печатание много раз. Над каждой гравюрой приходится иногда работать не меньше месяца, иногда два, три месяца, ежедневно рассматривая отпечаток, что-то добавляя, прорабатывая вялые места.»- советовала Линда Маркус
Водяная печать. Л. Маркус. «Австралийский мотив».
Существуют очень древние способы рисования на воде – техники эбру и суминагаши. Только родина суминагаши – Япония, а техника эбру пришла к нам из Турции, а еще раньше (предположительно) зародилась в древней Индии, затем перешла к персам Существуют очень древние способы рисования на воде – техники эбру и суминагаши. Только родина суминагаши – Япония, а техника эбру пришла к нам из Турции, а еще раньше (предположительно) зародилась в древней Индии, затем перешла к персам
Различаются эти техники и приёмами, и материалами. Различаются эти техники и приёмами, и материалами. Суминагаши – это именно рисование на воде. Суминагаши – это именно рисование на воде.
Для суминагаши вода наливается в прямоугольную ванночку-корытце, а краски помещаются на картонные кружки, свободно плавающие по поверхности и оставляющие за собой цветные шлейфы. Для суминагаши вода наливается в прямоугольную ванночку-корытце, а краски помещаются на картонные кружки, свободно плавающие по поверхности и оставляющие за собой цветные шлейфы.
Для начала рисования вода приводится в движение путём обыкновенного «взбаламучивания» рукой или любым подручным инструментом – либо можно просто дуть на плавающие картонные кружочки. На поверхности воды появляются цветные разводы, после чего в ванночку помещается бумага. Для начала рисования вода приводится в движение путём обыкновенного «взбаламучивания» рукой или любым подручным инструментом – либо можно просто дуть на плавающие картонные кружочки. На поверхности воды появляются цветные разводы, после чего в ванночку помещается бумага.
Итог такого рисования на воде – «картина» суминагаши – представляет собой лист бумаги с причудливым Итог такого рисования на воде – «картина» суминагаши – представляет собой лист бумаги с причудливым «мраморным» рисунком «мраморным» рисунком
Техника эбру сложнее. Этот способ рисования на воде требует осторожности, аккуратности и терпения. Начинается процесс с того же, что и суминагаши – в прямоугольную емкость наливается раствор-основа.
В эбру используется специальный раствор: смесь воды с соком (нектаром) турецкого растения- эндемика гевены. Этот компонент придает воде дополнительную клейкость В эбру используется специальный раствор: смесь воды с соком (нектаром) турецкого растения- эндемика гевены. Этот компонент придает воде дополнительную клейкость
. Традиционно для техники эбру инструменты – своего рода «кисти» – изготавливаются из розового дерева и конского волоса.
Этими «кистями» художник работает с нерастворимой пленкой красок – смешивает цвета, растягивает, закручивает и т.д.
В результате такого рисования краска на воде тоже приобретает рисунок, подобный мраморному.Но текстура рисунка, выполненного в технике эбру, отличается от суминагаши. Поверх мраморного фона теми же инструментами наносятся дополнительные рисунки – либо сохраняется только фон. В результате такого рисования краска на воде тоже приобретает рисунок, подобный мраморному.Но текстура рисунка, выполненного в технике эбру, отличается от суминагаши. Поверх мраморного фона теми же инструментами наносятся дополнительные рисунки – либо сохраняется только фон.
После помещения в ванночку листа бумаги этот фон отпечатывается на ней, затем бумага высушивается. После помещения в ванночку листа бумаги этот фон отпечатывается на ней, затем бумага высушивается. И на неё с помощью трафарета наносится рисунок. Первые дошедшие до нас картины эбру датируются XIвеком, но судя по совершенству техники - эбру,как искусство зародилось еще раньше. И на неё с помощью трафарета наносится рисунок. Первые дошедшие до нас картины эбру датируются XIвеком, но судя по совершенству техники - эбру,как искусство зародилось еще раньше.
Есть несколько версий перевода названия и происхождения этого искусства: с арабского название эрбу переводится как «вода для лица», с чагатайского как «волнообразный», а на персицком обозначает «облако». Есть несколько версий перевода названия и происхождения этого искусства: с арабского название эрбу переводится как «вода для лица», с чагатайского как «волнообразный», а на персицком обозначает «облако».
Эбру уникальное творчество рисования по воде с загустителем. После создания рисунка его переводят на ткань или бумагу. Турецкий мастер Гарип Ай создает невероятно красивые картины. Даже не верится, что в них вкладывается столько труда. Эбру уникальное творчество рисования по воде с загустителем. После создания рисунка его переводят на ткань или бумагу. Турецкий мастер Гарип Ай создает невероятно красивые картины. Даже не верится, что в них вкладывается столько труда.
По мнению художника «Технику эбру ошибочно называют мраморированием, когда на воде делаются простые узоры. Эбру же предполагает создание конкретной картины, пейзажа, портрета. Я работаю в классической технике эбру» По мнению художника «Технику эбру ошибочно называют мраморированием, когда на воде делаются простые узоры. Эбру же предполагает создание конкретной картины, пейзажа, портрета. Я работаю в классической технике эбру»
Предлагаю выполнить работу в технике акваграфии используя пошаговую инструкцию Предлагаю выполнить работу в технике акваграфии используя пошаговую инструкцию
Шаг 1. Готовим краски Берем масляные краски и разводим их в специальном растворителе(скипидар,бензин,..). Растворитель для масляных красок предпочтительнее (по причине отсутствия резкого запаха). Консистенция - чуть гуще воды. Можно приготовить некоторое количество краски разных цветов и хранить ее в отдельных баночках. Шаг 2. Создаем условия для воды Берем умеренно глубокую емкость прямоугольной формы (корытце, контейнер и т.п.). Нужно позаботиться о том, чтобы диаметр емкости был чуть больше диаметра листа бумаги, на который будет переноситься рисунок. Заполняем емкость водой. Не до краев!
Шаг 3 Подготавливаем воду к творчеству Нам нужно добиться определенной вязкости воды. Обычно в нее добавляют некоторое количество канцелярского клея. Пропорции придется вычислять самостоятельно, экспериментируя, пока не научитесь "чувствовать" воду. Некоторые пробуют добавлять крахмал вместо клея. Также придется экспериментировать самостоятельно. Шаг 4. Нанесение красок Разбрызгиваем, добавляем по каплям (и т.п.), в общем, наносим краски на поверхность воды. Если вы правильно провели предыдущие этапы, краски будут самостоятельно "плавать" по поверхности, не смешиваясь активно друг с другом. Без вашей помощи, конечно. Шаг 3 Подготавливаем воду к творчеству Нам нужно добиться определенной вязкости воды. Обычно в нее добавляют некоторое количество канцелярского клея. Пропорции придется вычислять самостоятельно, экспериментируя, пока не научитесь "чувствовать" воду. Некоторые пробуют добавлять крахмал вместо клея. Также придется экспериментировать самостоятельно. Шаг 4. Нанесение красок Разбрызгиваем, добавляем по каплям (и т.п.), в общем, наносим краски на поверхность воды. Если вы правильно провели предыдущие этапы, краски будут самостоятельно "плавать" по поверхности, не смешиваясь активно друг с другом. Без вашей помощи, конечно.
Шаг 5. Создание узора Теперь с помощью кисточки экспериментируйте с узором Палочкой намоченной в чистой воде. Шаг 5. Создание узора Теперь с помощью кисточки экспериментируйте с узором Палочкой намоченной в чистой воде. Шаг 6. Перенос рисунка на бумагу. Аккуратно размещаем на поверхность рисунка лист бумаги. Ждем несколько секунд, давая возможность рисунку прикрепиться к бумаге. Затем аккуратно снимаем и переворачиваем. Даем возможность высохнуть. Примечание: Не используйте бумагу с глянцевой поверхностью. Краскам там будет некомфортно, и они начнут с нее "соскальзывать". Используйте пористую, например, для акварели. Шаг 6. Перенос рисунка на бумагу. Аккуратно размещаем на поверхность рисунка лист бумаги. Ждем несколько секунд, давая возможность рисунку прикрепиться к бумаге. Затем аккуратно снимаем и переворачиваем. Даем возможность высохнуть. Примечание: Не используйте бумагу с глянцевой поверхностью. Краскам там будет некомфортно, и они начнут с нее "соскальзывать". Используйте пористую, например, для акварели.
Удачного творчества! Удачного творчества!