Чарльз Диккенс ( ) РЕАЛЬНОЕ И СКАЗОЧНОЕ В «РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ПЕСНЕ В ПРОЗЕ».
Основные биографические факты, повлиявшие на творчество писателя: 7 февраля 1812 года в Портсмуте в семье Диккенсов родился второй ребенок – Чарльз. 7 февраля В 1817 г. семья переехала в Чатем, где отец Диккенса занял ответственный пост в расчетной части Адмиралтейства. Это был самый счастливый период в жизни Чарльза. К сожалению, отец будущего писателя, милейший человек, добродушный, общительный и щедрый, любил безрассудно тратить деньги, поэтому семья вскоре оказалась на краю катастрофы. Вскоре отца арестовали за долги, и любимые книги были отданы в ломбард. За ними последовали стулья, картины, столы, посуда. Маленький Чарльз устраивается на работу на фабрику ваксы. Вскоре дела семьи поправились, и вот уже Чарльз становится учеником частной школы. Через 2 года он рассыльный фирмы стряпчих, стенографист судебных заседаний, со временем – преуспевающий парламентский репортер Чарльзу Диккенсу было всего 26 лет, когда его имя появилось в списке сорока самых знаменитых британских литераторов, деятелей искусства и науки.
В творчестве Диккенса можно выделить четыре периода. Первый-ранний - охватывает гг. В это время созданы Очерки Боза, Посмертные записки Пиквикского клуба, Приключения Оливера Твиста, Жизнь и приключения Николаса Никльби. Второй период гг.- приходится на время подъема рабочего движения в Англии. В эти годы написаны Американские заметки, Жизнь и приключения Мартина Чезлвита, Домби и сын. Третий период гг. - открывается романом Дэвид Копперфилд, за которым следуют Холодный дом, Тяжелые времена, Крошка Доррит. Четвертый период охватывает 1860-е годы. В это десятилетие Диккенс создает романы Большие ожидания, Наш общий друг и начинает работу над Тайной Эдвина Друда. Завершить этот роман помешала смерть писателя.
Англия, Лондон времен Диккенса Мир романов Диккенса Лондон. Вначале Лондон старинных экипажей и почтовых карет, а потом Лондон железных дорог и промышленного бума. Когда, пронзительнее свиста, Я слышу английский язык, Я вижу Оливера Твиста Над кипами конторских книг. У Чарльза Диккенса спросите, Чтo было в Лондоне тогда: Контора Домби в старом Сити И Темзы желтая вода. О. Мандельштам
Улицы викторианского Лондона
Рядом с именем Диккенса часто можно услышать термин «рождественская философия». «Рождественская философия», связанная с народной верой в непобедимую силу добра, в чудесное наказание греха и не менее чудесное вознаграждение добру, является связанной с религиозными убеждениями, как самого писателя, так и с духовными ориентирами викторианской Англии. Наиболее явно «рождественская философия» раскрылась в «Рождественских рассказах» ( ), Сказочные мотивы в произведении Ч.Диккенса «Рождественская песнь в прозе»
Первый дух В первый час пополуночи появляется первый дух. Это Святочный дух Прошлых лет. Он ведёт Скруджа с собой в прошлое. Скрудж видит городок, где он родился и вырос, где ему всё так знакомо с юных лет. Затем он видит самого себя в детстве и юности, когда он ещё был полон восторга, энтузиазма и надежд и готов был разделить хорошее настроение близких ему людей. Видя себя таким, Скрудж незаметно для себя смягчается, его сердце оттаивает. После этого, однако, он видит себя уже повзрослевшим, когда алчность уже начала пускать в нём корни. Заметив это, его давняя возлюбленная решает с ним расстаться, ибо она понимала, что ему в его нынешнем состоянии, с его холодной расчётливостью, не нужна любовь бедной девушки, которую он любил, когда сам был беден. Она выходит замуж за другого и устраивает своё семейное счастье. Скрудж не может вынести смотреть на самого себя такого со стороны и умоляет Духа увести его от этих видений прошлого. В конце концов Дух исчезает, и Скрудж засыпает.
Второй дух На второй день ровно в час пополуночи Скруджу является второй дух. Это Дух нынешних Святок. Он ведёт Скруджа по его городку. Скрудж видит украшенные к Рождеству улицы, радостных нарядных людей, ломящиеся от рождественских угощений полки магазинов; везде царит изобилие и радость по поводу грядущего праздника. Затем Дух ведёт Скруджа к жилищу Боба Крэтчита клерка, работающего в конторе Скруджа Скрудж и Дух путешествуют по разным местам и видят, как празднуют Рождество рудокопы, рабочие маяка. Все они на время забыли о своих ссорах и невзгодах, и на лицах у всех веселье, все желают друг другу счастливого Рождества. Наконец, они попадают в дом племянника Скруджа, где уже начались разнообразные весёлые игры и забавы. Племянник пожалуй, единственный во всём городе, кто не питает злобы к своему угрюмому и грубому дядюшке и, несмотря ни на что, от всего сердца желает ему счастливого Рождества и надеется, что тот когда-нибудь подобреет и исправится. Сам Скрудж, невидимый для всех, с удовольствием наблюдает за весельем и забавами в доме племянника и даже желает в них поучаствовать, но Дух не даёт ему на это времени, возвращает Скруджа в его дом и исчезает.
Третий дух На третий день является третий дух. Это Дух будущих Святок и что он пришёл показать Скруджу его возможное будущее. В будущем Скрудж, к удивлению, не обнаруживает себя ни на бирже, ни в других привычных для себя местах, зато постоянно слышит от прохожих разговоры о смерти какого-то старого злобного скряги, которого никто не любил; многие открыто радуются его смерти. Трое воров обокрали дом умершего и продали вещи скупщику в трущобах, рассуждая о том, что «наверное, он специально всех нас отваживал при жизни, чтобы мы могли нажиться на нём после его смерти». Затем Скрудж видит самого покойника, но не видит его лица. Он просит Духа назвать ему имя покойника, понимая, что вот такая же участь могла бы ожидать и его после смерти. Оказывается, что всеми ненавидимый умерший скряга он сам. Никому он не принёс добра за свою жизнь, и все если и не поминают его недобрым словом, то относятся к его смерти с плохо скрываемым облегчением.
Проведенный анализ «Рождественской песни в прозе» Чарльза Диккенса позволил выявить такие проблемы как: : проблема холодного и резкого мировоззрения, которое было доминирующим среди высшего класса общества викторианской эпохи. Ярким представителем данного класса был Эбинизер Скрудж до своей трансформации. В начале произведения Скрудж - скупой пожилой человек, который живет одинокой жизнью без семьи и друзей. Он один из многих героев Диккенса, благодаря которым он раскрывает скупой тип мышления викторианских капиталистов; проблема нравственного перерождения героя – его длинный путь от скряги до приятного и жизнерадостного джентльмена. Вследствие глубокого потрясения герой из жадного человека превращается в доброго почитателя Святок. Нужно отметить, что своими действиями он изменяет и окружающий его мир, а именно делает своего племянника еще более счастливым, а главное спасает жизнь Малютке Тиму; в своем произведении Диккенс красной нитью излагает устами некоторых персонажей, а именно Малютки Тима и племянника Скруджа, свои собственные этические взгляды. Его мировоззрение позднее назовут «Рождественской философией». Основная мысль, заложенная в «рождественских» повестях и других произведений писателя, мысль о равенстве всех людей перед Богом, мысль о всепобеждающей любви, доверии и доброте; примечательно, что Диккенса до сих пор называют «Отцом Рождества», исходя из его замечательных и удачных попыток возродить этот праздник. Именно благодаря писателю, Рождество для англичан теперь ассоциируется с уютом родного дома, временем радости, веселья и спокойствия.