Основные подходы в изучении международных конфликтов: Стратегические исследования Переходы Исследование конфликта
I. Стратегические исследования становятся на Западе одним из ведущих направлений в науке по международным отношениям. Одной из приоритетных проблем стратегических исследований является проблема войны, ее причин и последствий для того или иного государства, региона и международной системы в целом. Главный акцент делается на военных, а на политических аспектах ядерных вооружений. Окончание холодной войны, развал Советского Союза и крушение биполярной структуры международной системы знаменует поворот в новой фазе разработки большой стратегии. Конфликт направлен на решение практических задач.
Конфликт начинается тогда, когда одна и другая сторона начинает рассматривать противоречия в военных терминах. Цель большой стратегии заключается не только в том, что бы добиться выгодной стратегической ситуации. Колин определяет большую стратегию, как науку и искусство использовать элементы национальной мощи при любых обстоятельствах. Планы ее не ограничиваются достижением победы, но направлены на сохранение мира. Центральная задача состоит в попытки определить каким должно быть поведение государства в конфликтной ситуации
II. Исследование конфликта. В вопросе о происхождении могут быть выделены две позиции: Международные конфликты объясняются причинами, связанными с характером структуры международной системы. Конфликты выводятся из внутренней среды в систему межгосударственных отношений.
III. Переговоры: 1) Международные переговоры становятся основной формой взаимодействия государств. Так как они активно воздействуют на дальнейшее уменьшение роли военного и силового факторов 2) Растет объем и количество переговоров (экономическая, социально-политический процесс, научно-техническое сотрудничество, образовательное пространство 3) Возрастает переговорная роль международных организаций
Переговоры: 4) В сфере переговоров вовлекаются специалисты, не имеющие дипломатического опыта, но обладающие компетенцией в решении тех или иных вопросах 5) Возникает необходимость коренного пересмотра процесса: выделение наиболее важных проблем для высшего государственного руководства, определение сферы компетенции разных рабочих, разработка системы делегирования ответственности, повышение координирующей роли дипломатических служб
Переговоры предполагают: Определение действующих лиц Классификация дипломатов по уровню Выявление ценностей для обеих сторон (ставок) Анализ соотношений между целями и средствами
Переговоры основаны на следующих средствах: Политическое давление Экономическая блокада Вооруженное столкновение Войны малой интенсивности Обсуждение геополитических конфликтов Обсуждение мотивационных конфликтов
Существует три школы сотрудничества: