Тема: «Русские народные сказки как средство развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста»
Составление сказок с помощью метода "Каталога" Метод разработан профессором Берлинского университета Э.Кунце в 1932 году.
Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Алгоритм построения тренинга: 1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги. 2. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок "находит", указав слово на открытой странице выбранного текста. 3.Ответы, "найденные" в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию. 4. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают. 5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов). 6. Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем). 7. Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку. Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.
Методические рекомендации: Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в "Чудесном мешочке" (игрушки или картинки). Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.
Вопросы составлены на основе алгоритма сказок В.Я. Проппа. Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет: Жил-был... Кто? С кем он дружил? Пришел злой... Кто? Кто помог друзьям спастись? Цепочка вопросов для детей старшего дошкольного возраста: Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?) Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда? Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? Где наши друзья стали жить? Что стали делать?
Сказка «Козлёнок» (составила Рудзинская Александра)