Стратегический менеджмент Золотарева Ангелина Викторовна 1
2 Стратегия – это долгосрочное, качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям Главная задача стратегии – перевести организацию из настоящего в желаемое будущее Стратегия «Стратегия - это широкая концепция того, как должны быть использованы ресурсы для максимизации достижения целей... Различие между целыми и стратегией состоит в том, что первые означают состояние, тогда как вторая - процесс его достижения» Дж. ОШонесси Стратегия - это определение основных долгосрочных целей предприятия, курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей. А. Чандлер Стратегия - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. И. Ансофф Стратегия - генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.
Стратегический менеджмент – это концепция выживания в конкретных условиях. Представление о том, какой должна быть организация в будущем: в каком окружении ей предстоит работать, какую позицию занимать на рынке, какие иметь конкурентные преимущества, какие изменения в организации предстоит осуществить. Стратегический менеджмент – это сфера управленческой деятельности, состоящая в реализации перспективных целей организации. Стратегическое управление выступает как процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с её окружением. Стратегический менеджмент – это область научных знаний, изучающая приёмы, инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы их практической реализации. Деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют добиваться ей своих целей, соответствует её внутренним возможностям и позволяет оставаться восприимчивой к требованиям внешней среды. Стратегический менеджмент – это управление в социально-экономических системах, где выделяются функциональная, процессная и элементная стороны. Функциональная – при которой управление рассматривается как совокупность видов деятельности, направленных на достижение определённых результатов. Процессная – в её рамках управление рассматривается как действия по выявлению и разрешению проблем, т.е. процесс подготовки и принятия решений. Элементная – управление рассматривается как деятельность по организации взаимосвязей определённых структурных элементов. Источник: Стратегический менеджмент 3
Миссия Текущий стратегический профиль Видение (стратегическое намерение) Стратегические цели Формулирование стратегических альтернатив и выбор стратегии Внешняя среда Внутренняя среда Разработка программ и планов реализации стратегии Этап контроля и оценки обратная связь к элементам модели Модель процесса стратегического менеджмента 4 Раскрывает взаимосвязь этапов процесса стратегического управления: 1. Этап планирования стратегии 2. Этап разработки программ и планов реализации стратегии 3. Этап контроля и оценки
Видение – картина развития на лет Какой мы хотим видеть свою организацию в будущем ? В чем состоит наша деятельность сейчас и какой она станет в будущем ? Кто является потребителями и на какую группу потребителей ориентироваться в будущем ? Какими способами мы собираемся увеличивать ценность нашей продукции для потребителей ? МИССИЯ ВИДЕНИЕ ЦЕЛИ 5 Миссия – смысл существования организации Цели – конкретизация миссии и видения в форме, доступной для управления Четкие временные рамки. Конкретность содержания и реальная достижимость. Адресность и возможность осуществления контроля Непротиворечивость и согласованность.
Стратегия развития организации представляет единую, целостную модель совместной деятельности всего коллектива учреждения и определяющий: исходное состояние системы (зафиксированный достигнутый уровень жизнедеятельности учреждения и проблемный анализ состояния); образ желаемого будущего состояния этой системы (концепция развития); состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему (программа реализации концепции) 6
Описание исходного состояния организации может содержать следующую информацию: анализ внешней среды (выявление возможностей и угроз внешней среды), социального заказа на деятельность, образовательного процесса, системы обеспечения деятельности, системы управления, характеристику коллектива организации, сильные и слабые стороны ее деятельности. 7
Концепция развития организации чаще всего содержит описание целей будущей деятельности, принципов организации деятельности, идей развития, основных направлений развития на период, определенный программой развития, ожидаемые результаты развития и критерии оценки результатов развития организации. 8
Программа реализации концепции развития должна содержать информацию о сроках, содержании и формах основных дел, направленных на реализацию идей и направлений развития, ответственных за их выполнение, а также мероприятий по организации мониторинга реализации программы развития организации. 9
Технология стратегического планирования 1. Анализ внешней и внутренней среды – выявление возможностей и угроз внешней среды, сильных и слабых сторон деятельности ОО. 2. Подготовка аналитической справки об исходном состоянии деятельности ОО. 3. Формирование концепции развития УДОД. 4. Обсуждение и утверждение концепции в коллективе, разработка целей первого этапа реализации концепции развития ОО. 5. Составление плана действий (программы) по реализации концепции развития ОО. 6. Внедрение и отслеживание результатов реализации концепции, анализ этих результатов, корректировка концепции развития ОО. 10
1 этап – анализ внешней и внутренней среды организации Анализ внешней среды ведет к установлению: Возможностей - какие дополнительные возможности могут быть реализованы в течение этого стратегического периода Угроз - что может помешать выполнению поставленных целей и. 11 Внутренняя среда анализируется на предмет ее сильных и слабых сторон в отношении поставленный стратегических целей Сильные стороны – виды деятельности, которые организация выполняет хорошо, или ресурсы, которые она контролирует. Слабые стороны – виды деятельности, которые организация выполняет плохо, или ресурсы, в которых она нуждается, но не обладает ими.
SWOT-анализ Возможности внешней среды Угрозы внешней среды Сильные стороны организации Поле Си ВПоле СиУ Слабые стороны организации Поле Сл ВПоле СлУ 12
2 этап - Выбор стратегии Существует несколько базисных стратегий: Стратегия концентрированного роста, связана с изменением продукта – усилением позиции на рынке (развитием маркетинговых усилий), поиск новых рынков, развития продукта ( качественного изменения или прироста) Стратегия интегрированного роста - предполагает расширение организации путем добавления новых структур. Стратегия диверсифицированного роста - предполагает поиск дополнительных услуг, технологий или возможностей производства нового продукта. Стратегия сокращения – предполагает структурную перестройку, закрытие подразделений вплоть до ликвидации организации 13
Разработка стратегических целей Содержит: определение/уточнение миссии организации (предназначения, смысла существования организации); формулирование стратегического намерения; постановка стратегических целей. 14
3 этап - Формирование концепции развития Концепция развития должна содержать: Цель развития; Принципы развития; Идеи развития; Основные направления развития; Ожидаемый результат; Критерии оценки результата 15
4 этап – разработка условий реализации концепции В систему условий реализации концепции могут войти следующие условия: Организационные; Кадровые; Научно-методические; Материально-технические; Финансово-экономические; Мотивационные; Информационные; Нормативные условия. 16
5 этап – разработка программы реализации концепции должна содержать информацию о сроках, содержании и формах основных дел, направленных на реализацию идей и направлений развития, ответственных за их выполнение, а также мероприятий по организации мониторинга реализации программы развития организации. 17
Стратегическая программа развития учреждения Программа развития учреждения – это документ, представляющий единую, целостную модель совместной деятельности всего коллектива учреждения и определяющий: исходное состояние системы (зафиксированный достигнутый уровень жизнедеятельности учреждения и проблемный анализ состояния); образ желаемого будущего состояния этой системы (концепция развития); состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему (программа реализации концепции) 18