Влияние музыки на здоровье детей и гармоничное развитие личности известно с древних времен. Многие народы уделяли внимание внутриутробному развитию ребенка, используя для этого коллективное пение. В китайской народной традиции считается, что мать посредством пения создает детскую душу. На севере Европы существовала традиция петь колыбельные песни в предродовой период. Народные убеждения о позитивном влиянии музыки на развитие плода подтверждены многочисленными исследованиями современных ученых известно, что малыш проявляет активность при прослушивании музыки матерью уже на 20 неделе внутриутробного развития.
Проведенные исследования показали, что музыка способна влиять на организм малыша, так как у плода наблюдаются изменения: частоты дыхания; моторики кишечника; мышечного тонуса. Самыми отчетливыми, знакомыми и приятными для ребенка в утробе являются звуки материнского голоса. Малыш за время внутриутробного развития настолько к ним привыкает, что после рождения безошибочно узнает голос мамы и сразу затихает при знакомых звуках. Именно поэтому в древности беременные женщины пели колыбельные.
Благодаря экспериментам стало известно, что произведения Моцарта, Вивальди и Чайковского действуют на плод успокаивающе, а Бетховен и Бах – повышают активность ребенка. Негативно воздействует на малыша рок-музыка. Статистика утверждает, что дети, которые до рождения часто слушали рок, более вспыльчивы, возбудимы и агрессивны. Также эксперименты показали, что: коэффициент интеллекта выше у малышей, которые внутриутробно слушали симфонии Моцарта; прослушивание в пренатальный период музыки ускоряет развитие речевых функций; дети в пренатальный период лучше улавливают глубокие низкие звуки, поэтому колыбельные малышу может петь отец.
При использовании записей необходимо: включать музыку после сна и перед сном; музыкальный сеанс не должен превышать 40 минут; музыка не должна быть громкой; если вы прикладываете наушники к животу, следует отключить низкие частоты. Кроме того, важно следить за реакцией малыша – если ребенок начинает вести себя очень активно, попробуйте сменить репертуар. После рождения малыша включайте те же композиции для прослушивания, и вы увидите, как при проигрывании знакомой мелодии малыш будет успокаиваться и быстрее засыпать. Музыка оказывает влияние не только на внутриутробное развитие ребенка, но и на его дальнейшее психическое и физическое здоровье.
Музыка на протяжении веков использовалась как элемент воспитательного процесса и как атрибут культуры, с помощью которого взрослые пытались привить детям понятие гармонии и красоты. Однако благодаря технологизации и современному темпу жизни дети не получают со стороны взрослых достаточного внимания. Приемы и методы музыкотерапии помогают формировать эмоциональную сферу ребенка и нормализуют психику детей. Благодаря стимуляции левой височной доли музыка используется для: улучшения устной памяти; развития речи; концентрации внимания; снятия умственного напряжения; развития логического мышления. У детей, серьезно занимающихся музыкой, отмечается развитие математических способностей. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики рук. Научные данные подтверждают зависимость хорошей речи, интеллекта, творческого мышления и памяти от развития ловкости пальцев. Кроме того, занятия музыкой оказывают влияние на связанное с эмоциями правое полушарие головного мозга. Дети получают заряд положительных эмоций, умеют сопереживать и понимать себя и свое настроение. Музыка эффективно используется и для развития детей с задержкой психического развития, разнообразными нарушениями зрения и слуха.
Даже если у ребенка нет голоса и слуха, чтобы стать хорошим певцом, пение поможет: развить дыхание, что важно для детей, склонных к болезням дыхательной системы; привить хорошую осанку благодаря правильному положению тела во время пения. Поскольку большинство современных детей целый день проводит за партой, перед компьютером и телевизором, проблема с осанкой характерна для многих подростков.
Кроме того, когда человек поет определенные звуки, стимулируются определенные органы. Полезно петь гласные: звук «А» снимает спазмы и влияет на деятельность сердца и желчного пузыря; звук «Э» способствует улучшению работы головного мозга; звук «И» полезен при заболеваниях глаз, ушей и носа; звук «О» стимулирует деятельность поджелудочной железы и сердечно-сосудистой системы; звук «У» нормализирует дыхание, работу почек и мочеполовой системы; звук «Ы» улучшает дыхание и полезен при проблемах со слухом. Занятия пением стимулируют интерес ребенка к собственному «Я», поэтому способствуют формированию гармоничной и психически здоровой личности.
Прослушивание классической музыки рекомендуется детям, которые во время внутриутробного развития страдали от недостатка кислорода. Цитохимический анализ, измерение пульса, артериального давления и ритма дыхания показали, что организм младенца под влиянием классической музыки лучше адаптируется к окружающей среде. У малышей с различными неврологическими нарушениями после года музыкотерапии отмечаются значительные улучшения состояния здоровья.
Музыкотерапия используется также при таких отклонениях, как: повышенное чувство тревоги и неуверенности; головные боли, вызванные эмоциональным напряжением; пониженный тонус организма; синдром угнетения, пониженный аппетит, аритмичное дыхание. Используется музыка и для лечения детей с ограниченными возможностями. Так, использование кантеле (карельского народного струнного инструмента) дает положительный эффект при лечении детей с задержкой психического развития, детским церебральным параличом и плохим зрением. Несмотря на безвредность использования музыки в лечебных целях, существуют и противопоказания. Музыкотерапия не применяется у детей: предрасположенных к судорогам; при отитах; при тяжелых заболеваниях, сопровождающихся интоксикацией организма; при резком повышении внутричерепного давления.
Исследования показали, что наиболее благоприятна для здоровья детей классическая музыка. Самыми лечебными музыкальными произведениями считаются композиции Вольфганга Амадея Моцарта. Его произведения рекомендуются для детей: с повышенной возбудимостью; отличающихся истеричным поведением; склонных к капризам. Для получения терапевтического эффекта сеансы музыкотерапии для маленьких детей должны длиться ежедневно по 20 – 30 минут. У детей уже через неделю наблюдается более адекватное и уравновешенное поведение. Кроме того, регулярное прослушивание Моцарта стимулирует интеллектуальное развитие. Для возбудимых малышей полезна также музыка Вивальди, различные колыбельные и любые другие музыкальные произведения в медленном темпе.
Для малышей с неритмичным дыханием, синдромом угнетения и плохим аппетитом рекомендуются произведения в темпе «аллегро модерато» и «аллегро» (Моцарт, Шуберт, Гайдн и др.). Родителям надо помнить, что рок-музыка вредна маленьким детям из-за ярко выраженного пульсирующего ритма. Хотя внешне ребенок может вести себя спокойно, пульсирующий ритм угнетает клеточные ферменты. Также надо учитывать простые правила проведения музыкотерапии: музыка не должна быть громкой – резкие громкие звуки могут вызвать беспокойство малыша; музыку рекомендуется включать утром и перед сном; на детей сильнее влияют мелодии со словами, а самым эффективным средством является живое пение. В зависимости от возраста и имеющихся проблем со здоровьем для каждого малыша можно подобрать мелодии, которые помогут ребенку не только гармонично развиваться, но и хорошо себя чувствовать.