Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Школьный центр психолого-медико-социального сопровождения «Ресурс» г. Казань Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное… Платон
СУИЦИД осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл
Психологический смысл подросткового суицида крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.
Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с её ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьёй.
ЧЕРТЫ ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА - суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе); · конфликт воспринимается как крайне значимый и атравматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий; · суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п. · суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки "игры на публику"; ·суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета; ·средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, мало токсические вещества, тонкая веревка и т.п.).
Предпосылки проявления биологические социальные личностные
Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки; затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных; напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией; депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость; выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью; тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями; употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.
Что может удержать - Установите заботливые взаимоотношения с ребёнком - Будьте внимательным слушателем - Будьте искренними в общении с ребёнком. Спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации. - Помогите определить источник психического дискомфорта. - Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно - Помогите ребёнку осознать его личностные ресурсы - Окажите поддержку в успешной реализации ребёнка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.
Алгоритм действий психолога в ситуации угрозы суицида 1. Сохранять спокойствие. 2. Проинформировать ответственных лиц в школе и школьной администрации. 3. Искать помощи извне. 4. Выявить людей, входящих в группу риска и тех, кто оказывает содействие. 5. Предложить поговорить со школьниками, учителями и школьным персоналом.
Малоэффективные способы поведения 1. Ограничиваться утешающими нравоучительными выражениями («Это запрещает религия» и т.п.) 2. Давать заниженную оценку происходящему. 3. Давать советы и наставления, которые никак не помогут. 4. Говорить о собственном видении ситуации, спорить. 5. Сочувствуя, самому становиться депрессивным. 6. Любопытничать или проявлять излишнюю сдержанность. 7. Принимать на свой счет ругательства и крики.
Эффективные способы поведения 1. Оставаться по возможности объективным и спокойным. 2. Проявлять вежливость и уважение. 3. Открыто говорить о возможности суицида. 4. Обозначить границы собственных возможностей. 5. Привлечь других людей и специальные службы. 6. Не пускаться в споры, выдержать нападки. 7. Искать что-то положительное в человеке, даже если он намеренно раздражает Вас, 8. Сообщить родителям. 9. Укрепить в молодом человеке мысль о необходимости обращения за помощью ко взрослым
Что делать в ситуации? Вызвать «скорую помощь» 03 или 112 Информировать администрацию Работа с острым состоянием ближайшего окружения Вторичная профилактика со специалистами
ТЕЛЕФОН ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ суицидального поведения 13-77
Горячая линия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ «РОСТОК»
Психиатрия. Специалисты. - Приём детей до 15 лет (ул.Волкова) - Приём детей с 15 до 18 лет (ул.Гагарина) - Приём взрослых с 18 лет (ул.Бутлерова)
Наш адрес: г. Казань, ул. Фурманова, д. 5А., тел,факс: (843) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Школьный центр психолого-медико-социального сопровождения «Ресурс» Московского района города Казани Благодарим за внимание! Надеемся на сотрудничество!