Виды игр в детском саду Сюжетно – ролевые и творческие игры На бытовые темы На производственные темы Забавы и развлечения Строительные С природным материалом Театрализованные Игры с правилами 1. Дидактические С предметами и игрушками Словесные дидактические Настольно – печатные Музыкально – дидактические 2. Подвижные Сюжетные Бессюжетные Спортивные игры
Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. П. Лесгафта Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной, ответной реакции ребенка на сигналы «лови!», «беги!» «стой!» и другие. Подвижная игра - незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, морально волевых качеств. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляются естественная ловкость ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка – он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, перелезании, бросании, ловле, свертывании и т.д.
Подвижная игра является незаменимым средством развития и совершенствования движений; формирование быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре как деятельности творческой ничто не сковывает свободу действий ребенка, он раскован и свободен. Велика роль подвижной игры в умственном воспитании: дети учатся осознанно действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Подвижная игра учит действовать в коллективе, подчинятся общим требованиям. В игре формируются честность, дисциплинированность, справедливость. Подчиняясь правилам игры, дети учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.
Подвижные игры как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря проведению игр на свежем воздухе, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявление раскованности, свободы в решении игровых задач. Подвижные игры классифицируются: по возрасту ; с учетом сезонности; по степени подвижности ( игры с малой, средней, большой подвижностью); по видам движения ( игры с бегом, метание, с прыжками и т.д.); по содержанию ( подвижные игры с правилами и спортивные игры). К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм – баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д.. Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа перебежек, ловушек; игры с элементами соревнования ( «Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.; игры – эстафеты «Кто скорее передаст мяч?»; Игры с предметами ( мячи, обручи, серсо, кегли ит.п.). В работе с маленькими детьми используют игры – забавы. Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных способностей каждого ребенка.. Поведение в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, особенностей нервной системы.
Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического, умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических способностей, времени года, режима дня, места проведения игр, интересов детей. При подборе сюжетных подвижных игр следует принимать во внимание сформированность у детей представлений об обыгрываемом сюжете. Обязательным условием подготовки педагога к проведению подвижных игр является предварительное разучивание движений как имитационных, так и физических упражнений, действий, которые дети выполняют в игре. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу: читает художественную литературу; организует наблюдение за природой, за животными, деятельностью людей различных профессий; просмотр видеофильмов, кино- и диафильмов, беседы. Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры – изготавливает вместе с детьми или в их присутствии ( в зависимости от возраста).
Подвижная игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается минуты. В объяснение игры входит: название игры, рассказ о ее содержании, объяснение игры ( размещение играющих, значение игрушек и оборудования) Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явления природы, подражание повадкам животных. При объяснении игры используется краткий образный рассказ. Сюжетный рассказ используется во всех группах. Нередко воспитателю бывает сложно придумать объяснение игры. Для облегчения задачи можно использовать стихи. Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположение играющих и игровые атрибуты. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила им поняты, то игра проходит весело и увлекательно. Руководство воспитателя подвижной игрой состоит также в распределении ролей: водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки или предложить детям самим выбрать водящего; может взять ведущую роль на себя. В младших группах роль водящего выполняет поначалу воспитатель, постепенно роль ведущего начинают поручать детям.
Длительность подвижной игры: второй младшей группе – 10 минут, средняя группа – 12 минут, старшая и подготовительная группа – 15 минут. Новые игры разучиваются педагогом группы на прогулке, а затем включаются в содержание непосредственно образовательной деятельности. Подвижные игры проводятся независимо оттого, была ли в этот день непосредственно образовательная деятельность по музыке и физической культуре или нет.