О разработке и реализации программ высшего образования на основе ФГОС ВО Камашева Юлия Леонидовна, к.пед.н., доцент, эксперт Рособрнадзора
Государственное регулирование содержания программ высшего образования (от СССР к сегодня) СССР Типовой учебный план (подготовка специалистов для плановой экономики, распределение на рабочие места) 1992 Закон «Об образовании РФ» ввел понятия «ГОС» и «ПООП» с целью: сохранения единого образовательного пространства проведения государственной аккредитации как гарантии установленного качества образования (диплом государственного образца) ГОС-2. Обязательный минимум содержания (набор дисциплин и дидактических. единиц). Примерный учебный план в составе ПООП – фактически «типовой» (сверка при государственной аккредитации – «Шахты») ФГОС ВПО. Переход на двухуровневую подготовку (Б и М). ФГОС не содержит обязательного минимума содержания, а устанавливает требования к: результатам освоения ОП (компетенции выпускника) структуре ОП (система зачетных единиц, циклы дисциплин) условиям реализации ОП ФГОС ВО (ФГОС 3+). Рамочные требования к структуре ОП (циклы дисциплин убраны, убраны перечни дисциплин (кроме пяти обязательных в бакалавриате)) Профессиональные компетенции систематизированы (ОПК, ПК под виды деятельности) Выделены инварианты для уровня ВО (ОК или УК), для направления подготовки (ОПК)
От ФГОС ВПО к ФГОС ВО (ФГОС 3+): зачем и как? С мая 2013 года началась «редакция» ФГОС ВПО (причины объективные – далее). Начиная с 2014 года вводятся новые РЕДАКЦИИ (не новое поколение) ФГОС ВО (ФГОС 3+). Введение через ОТМЕНУ старых ФГОС ВПО (БЕЗ переходного периода). На май 2015 года вышла только часть ФГОС 3+ (специалитетет – нет, магистратура - для «классических» направлений подготовки нет, бакалавриат: нет «Экономика», «Химия», «География» и др.) С января 2015 года началось обновление ФГОС 3+ под выходящие ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ стандарты (серьезные проблемы сопряжения).
ПРИЧИНЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС (ФГОС-3 + ) Введение новых норм, заданных 273-ФЗ Возможные формы получения образования и формы обучения Объем образовательной программы в зачетных единицах Возможности электронного обучения, возможности сетевой формы реализации программ Требования инклюзивного образования и др.
Недостатки ФГОС ВПО, выявленные в ходе мониторинга АКУР ( ) В основном устранены в новой редакции ФГОС 3+ перечни общекультурных компетенций выпускников, заданные в разных ФГОС, не унифицированы по количеству и по используемым подходам даже родственных направлений подготовки; перечни профессиональных компетенций в большинстве ФГОС избыточны и не структурированы по видам профессиональной деятельности выпускников, в них не выделено «ядро» направления подготовки, то есть тот набор компетенций, который должен быть обеспечен любому выпускнику образовательной программы, что приводит к вынужденной необходимости при проектировании ООП вуза «отрабатывать» весь набор компетенций, заданных во ФГОС (от 30 до 80 компетенций);
Недостатки ФГОС, выявленные в ходе мониторинга АКУР ( ) результаты обучения по отдельным элементам образовательной программы (циклам, разделам), заданные во ФГОС (в разделе 6, Таблица «Структура ООП») слабо коррелируют с набором компетенций, заданных в тех же ФГОС (в разделе 5); цикловая (горизонтальная) структура ООП и объемы трудоемкости циклов в зачетных единицах, заданные во ФГОС (раздел 6), не позволяют вузам проектировать «вертикальные» элементы образовательных программ и реализовать программу в модульной формате, определенном Европейской системой накопления и переноса академических кредитов (Руководство ECTS, утвержденное Еврокомиссией в 2009 г.)
ФГОС ВПО Требования к структуре ООП (таблица 2) Общая трудоемкость ООП: Б – 240 ЗЕ, М – 120 ЗЕ, С – не менее 300 ЗЕ Требования к условиям реализации ООП Требования к результатам освоения ООП Циклы (базовая и вариант. части) Трудоемк ость в ЗЕ, «вилки» Для каждого цикла указаны ЗУВы Разделы Трудоемк ость задана в ЗЕ (без «вилок») Общие требования к организации образовательного. процесса Требования к условиям: 1. Кадровым 2. Финансовым 3. Материальн о-техническим 4.Учебно- методическим и информационным Объекты деятельности Виды деятельности Задачи деятельности Компетенции Обще- культурн ые Профес- сиональ- ные
Общекультурные Профессиональные ПК ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС (ФГОС-3 + ) Требования к результатам освоения ОП – компетенциям ПК Общепрофесси ональные Направленности (профили) подготовки «Ядро» направления подготовки Виды деятельности (понятие основного вида деятельности) Единые на уровень ВО (перечень ОК-компетенций рекомендован разработчикам ФГОС)
Структура ОП Базовая часть ОП, объем в ЗЕ ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС (ФГОС-3 + ) Требования к структуре ОП Приведение к норме ФЗ-273, переработка таблицы 2 Часть формируемая участниками образовательных отношений, объем в ЗЕ
Структура программы ординатуры Объем программы ординатуры в зачетных единицах Блок 1 Дисциплины (модули) Базовая часть Вариативная часть 6-12 Блок 2 Практики, Базовая часть Вариативная часть 6-12 Блок 3 Государственная итоговая аттестация 3 Объем программы аспирантура 120 Структура программы ординатуры (из ФГОС 3+)
ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС (ФГОС-3 + ) Требования к условиям реализации ОП 7.1. Общесистемные требования к реализации программы 7.2. Требования к кадровым условиям реализации 7.3. Требования к материально-техническому и учебно- методическому обеспечению программы 7.4. Требования к финансовым условиям реализации программ аспирантуры (ординатуры) Часть нормативов, единых для всех ФГОС, вынесены в «Порядок организации образовательной деятельности по программам Б, М и С » - Приказ МОН 1367 от , отменивший типовое положение о ВУЗе (ПП 71 от )
Перспективы развития государственного регулирования содержания программ ВО МОН объявил о начале работы над ФГОС-4 (по УГНС) (согласно новому Перечню), результаты освоения в виде универсальных и общепрофессиональных компетенций, только рамочные требования к структуре и условиям реализации программ. все возможные виды профессиональной деятельности и соответствующие профессиональные компетенции выпускников образовательная организация берет из Профессиональных стандартов (должно найти отражение в Примерных основных образовательных программах - ПООП). Как будет выполнена норма закона о необходимости прямой связи ФГОС и профессиональных стандартов? В 2015 году МОН активно проводит реформирование системы УМО
Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, статья 12 П.7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением…) разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ПООП). П.9 ПООП разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС П.10. ПООП включаются по результатам экспертизы в реестр ПООП, являющийся государственной информационной системой…
Приказ об утверждении Порядка разработки ПООП, проведении их экспертизы и ведения Реестра ПООП (594 от ) П.5. …Проекты ПООП разрабатываются участниками отношений в сфере образования П.14 Проекты ПООП направляются разработчиками в УМО в системе профессионального образования для организации проведения экспертизы П.22 Реестр ПООП является государственной информационной системой. Реестр ПООП ведет оператор, определенный Минобрнауки России
Концепция формирования ПООП под ФГОС 3+ и ФГОС-4 (доклад А.Б.Соболева на Совете по ФГОС ) ПООП под ФГОС 3+ и под ФГОС-4 не станут «типовыми ОП» (в них не будет подробных учебных планов и рабочих программ всех дисциплин). Основное в ПООП – рекомендации по учету профессиональных стандартов при разработке ООП, алгоритм формирования компетенций у обучающихся («Карты» (или «паспорта») компетенций», описывающие этапы достижения компетенции через конкретные и измеряемые результаты обучения (РО), включая критерии оценки достижения РО; рекомендации по формированию структуры ОП и применению образовательных технологий)
Концепция формирования ПООП под ФГОС 3+ и ФГОС-4 (материалы Совета по ФГОС ) ПООП состоит из следующих разделов: Раздел 1. Общая характеристика образовательной программы. В разделе указываются основные характеристики программы, включая перечень профессиональных стандартов, с учетом которых разработана ПООП. Раздел 2. Результаты освоения образовательных программ Раздел содержит детализированное описание компетенций и соотнесенных с ними знаний, умений, владений (опыта деятельности). Для каждой компетенции приводится «Карта компетенции». Устанавливается соответствие общепрофессиональных компетенций с трудовыми функциями (обобщенными трудовыми функциями), содержащимися в профессиональном стандарте (профессиональных стандартах).
Концепция формирования ПООП под ФГОС 3+ и ФГОС-4 (материалы Совета по ФГОС ) Раздел 3. Структура и содержание образовательных программ Раздел содержит: характеристику рекомендуемой структуры ООП в части формирования УК(ОК)/ОПК с указанием примерной трудоемкости ее элементов (базовый примерный учебный план); примерный календарный учебный график (карту-схему), устанавливающий взаимосвязи результатов освоения УК- компетенций на протяжении периода обучения; рекомендации разработчикам ООП по форматам и содержанию образовательных модулей (примерные учебные программы).
Концепция формирования ПООП под ФГОС 3+ и ФГОС-4 (материалы Совета по ФГОС ) Раздел 4. Условия реализации образовательных программ Раздел содержит: описание кадровых условий (требования к профессионально- педагогической компетентности педагогических кадров); характеристику педагогических подходов, рекомендованных к применению при разработке и реализации ООП, включая особенности, связанные с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, инклюзивного образования, сетевого обучения, обучения на базовых кафедрах; требования к материально-техническим условиям примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Раздел 5. Оценка результатов освоения образовательной программы Раздел содержит рекомендации по содержанию, формам и методам проведения промежуточной и итоговой аттестации.
Разработка и реализация ООП в сегодняшних условиях должна осуществляться: на основе ФГОС ВО с учетом утвержденных профессиональных стандартов (отдельных обобщенных трудовых функций и трудовых функций в соответствии с уровнями квалификаций) – есть Методические рекомендации МОН (от 22 января 2015 года) с учетом Примерных основных образовательных программ (ПООП) - ???
ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности по ОП высшего образования – программам Б, С и М (Приказ 1367 от ) П.13. Образовательная программа включает в себя комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики образовательной программы, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов…
ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности по ОП высшего образования – программам Б, С и М (Приказ 1367 от ) 15. В общей характеристике ОП указываются: Квалификация, присваиваемая выпускникам Вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники основной Направленность (профиль) образовательной программы (общий (широкий) профиль - ????) Планируемые результаты освоения образовательной программы (набор компетенций) и др.
Паспорт компетенции выпускника образовательной программы позволит осуществить сопряжение требований Профессиональных стандартов с требованиями ФГОС и содержанием ООП (ПООП)
Рекомендованная разработчикам ПООП «Паспорт компетенции» «Паспорт компетенции» Уровень освоения компетенции* Планируемые результаты обучения** (этапы достижения заданного уровня освоения компетенций) Критерии оценивания результатов обучения Первый уровень (пороговый) (ОК-1) –I Владеть: _____________________В (ОК-1) –I Уметь: _____________________У (ОК-1) –I Знать: ______________________З (ОК-1) –I Второй уровень (углубленный) (ОК-1) –II Владеть: _________________ В (ОК-1) –II Уметь: _____________________У (ОК-1) –II Знать: _____________________З (ОК-1) –II Третий уровень (продвинутый ) (ОК-1) –III Владеть: ____________________В (ОК-1) –III Уметь: ____________________В (ОК-1) –III Знать: ____________________В (ОК-1) –III
Паспорт компетенции в предложенной форме позволяет: проектировать образовательную программу от ее целей («сверху») для каждой компетенции выпускника запланировать «путь» ее достижения и контроля в оптимальной (минимальной) форме удовлетворить требованиям Порядка (приказ МОН 1367) к содержанию Рабочей программы дисциплины (модуля) и ФОС (пп.18-21) выработать единые подходы образовательных организаций к пониманию содержания инвариантных компетенций (универсальных и общепрофессиональных) и форм контроля их освоения (через карты ОК и ОПК в ПООП)
Матрица поэтапного формирования компетенции в конкретной образовательной программе Дополнительно к Паспорту компетенции (ПРОЕКТИРОВАНИЕ) организациям рекомендуется при разработке образовательной программы для каждой компетенции составить Матрицу поэтапного формирования компетенции и контроля (промежуточного и итогового) ее освоения (РЕАЛИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ) В комплексе Паспорт компетенции и Матрица ее поэтапного формирования (на конкретных дисциплинах (модулях) и практиках) дают полную информацию о реализации компетенции в конкретной ОП Предлагается в составе ПООП приводить только Паспорта компетенции (проектирование), а в составе ООП организации рекомендовать показывать Матрицы поэтапного формирования компетенции (реализация). Удобно при госаккредитации
МАТРИЦАМАТРИЦА поэтапного формирования компетенции и контроля ее освоения обучающимся (пример) Курсы / семестры обучения Элементы ОП Знания, умения, владения, составляющие компетенцию Распределение по курсам/семестрам обучения, дисциплинам, модулям, практикам Форма и период проведения ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ освоения обучающимся КОМПЕТЕНЦИИ 1 курс..4 курс 1 семестр 2 семестр..7 семестр 8 семестр Дисциплины (модули), практики, НИР* 1…N1N1 1…N2N2 …..1…N7N7 1…N8N8 ПК-1 Производственная практика (7-й семестр), оценивание освоения обучающимся компетенции проводится на основе письменного (устного) отчета по производственной практике е Знать: З1 (ПК-1)+ … ….. Знать 32 (ПК-1) + … ….. Уметь У1(ПК-1) … …..+ Уметь У2(ПК-2) + … …..+ Владеть В1(ПК-1) … …..+ Владеть В2(ПК-1) … …..+ …
Взаимосвязь с рабочей программой дисциплины Матрица компетенций Карта компетенций
ВАЖНО! (Матрица компетенций в учебных планах)учебных планах) В «шапках» рабочих программ дисциплин (модулей) и практик отражать только те результаты обучения РО, которые выносятся на промежуточную аттестацию (и имеют соответствующие фонды оценочных средств - ФОС) В Матрице поэтапного формирования компетенции отмечать только те дисциплины (модули) и практики, в которых соответствующий результат обучения (РО) выносится на промежуточную аттестацию
ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности по ОП высшего образования – программам Б, С и М (Приказ 1367 от ) 18. Рабочая программа дисциплины (модуля) включает в себя:Рабочая программа дисциплины Наименование дисциплины (модуля) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) (З,У, В, опыт деятельности), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников) Объем… Содержание… Перечень учебно-методического обеспечения… ФОС для проведения промежуточной аттестации …….
ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности по ОП высшего образования – программам Б, С и М (Приказ 1367 от ) П.21. ФОС для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) или практике, входящий в состав соответственно рабочей программы дисциплины (модуля) или программы практики, включает в себя:ФОС Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения ОП Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания … Для каждого результата обучения по дисциплине (модулю) или практике организация определяет показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания (???)
ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности по ОП высшего образования – программам Б, С и М (Приказ 1367 от ), п.52 и 54 Устранена неправильная шкала: Аудиторные занятия Внеаудиторные занятия Работа студента во взаимодействии с преподавателем (контактная работа) Самостоятельная работа студента
ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности по ОП высшего образования – программам Б, С и М (Приказ 1367 от ), п.57 П.57. Минимальный объем контактной работы обучающихся с преподавателем, а также максимальный объем занятий лекционного и семинарского типов при организации образовательного процесса по образовательной программе устанавливаются локальным нормативным актом организации (во ФГОС 3 есть норматив максимального количества часов на занятия лекционного типа) П.43. Определяет понятие ускоренного обучения по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным актом организации
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ