О разработке и реализации программ высшего образования на основе ФГОС ВО Камашева Юлия Леонидовна, к.пед.н., доцент, эксперт Рособрнадзора.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Advertisements

Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС 3+
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
Главный документ в университете – образовательная программа.
Особенности государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам Рощин С.Ю.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Правовое обеспечение единства образовательного пространства РФ И. В. Мануйлова заместитель председателя Комитета по образованию ГД.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
23 октября 23 октября Основные положения концепции разработки ФГОС 4 А.А. Шехонин, зам. пред. Совета УМО Санкт-Петербург, 2014.
Особенности проектирования рабочих программ учителя Масюкова Н.Г., руководитель кафедры гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Порядок разработки, утверждения и обновления основных профессиональных образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры ФГБОУ ВПО «СамГТУ»
Высшая школа экономики, Нижний Новгород, 2013 nnov.hse.ru 2013 год Изменения ОС НИУ ВШЭ, обусловленные ФЗ «Об образовании в РФ» 273 от г.
О ЗАДАЧАХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ СОБОЛЕВ ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Транксрипт:

О разработке и реализации программ высшего образования на основе ФГОС ВО Камашева Юлия Леонидовна, к.пед.н., доцент, эксперт Рособрнадзора

Государственное регулирование содержания программ высшего образования (от СССР к сегодня) СССР Типовой учебный план (подготовка специалистов для плановой экономики, распределение на рабочие места) 1992 Закон «Об образовании РФ» ввел понятия «ГОС» и «ПООП» с целью: сохранения единого образовательного пространства проведения государственной аккредитации как гарантии установленного качества образования (диплом государственного образца) ГОС-2. Обязательный минимум содержания (набор дисциплин и дидактических. единиц). Примерный учебный план в составе ПООП – фактически «типовой» (сверка при государственной аккредитации – «Шахты») ФГОС ВПО. Переход на двухуровневую подготовку (Б и М). ФГОС не содержит обязательного минимума содержания, а устанавливает требования к: результатам освоения ОП (компетенции выпускника) структуре ОП (система зачетных единиц, циклы дисциплин) условиям реализации ОП ФГОС ВО (ФГОС 3+). Рамочные требования к структуре ОП (циклы дисциплин убраны, убраны перечни дисциплин (кроме пяти обязательных в бакалавриате)) Профессиональные компетенции систематизированы (ОПК, ПК под виды деятельности) Выделены инварианты для уровня ВО (ОК или УК), для направления подготовки (ОПК)

От ФГОС ВПО к ФГОС ВО (ФГОС 3+): зачем и как? С мая 2013 года началась «редакция» ФГОС ВПО (причины объективные – далее). Начиная с 2014 года вводятся новые РЕДАКЦИИ (не новое поколение) ФГОС ВО (ФГОС 3+). Введение через ОТМЕНУ старых ФГОС ВПО (БЕЗ переходного периода). На май 2015 года вышла только часть ФГОС 3+ (специалитетет – нет, магистратура - для «классических» направлений подготовки нет, бакалавриат: нет «Экономика», «Химия», «География» и др.) С января 2015 года началось обновление ФГОС 3+ под выходящие ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ стандарты (серьезные проблемы сопряжения).

ПРИЧИНЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС (ФГОС-3 + ) Введение новых норм, заданных 273-ФЗ Возможные формы получения образования и формы обучения Объем образовательной программы в зачетных единицах Возможности электронного обучения, возможности сетевой формы реализации программ Требования инклюзивного образования и др.

Недостатки ФГОС ВПО, выявленные в ходе мониторинга АКУР ( ) В основном устранены в новой редакции ФГОС 3+ перечни общекультурных компетенций выпускников, заданные в разных ФГОС, не унифицированы по количеству и по используемым подходам даже родственных направлений подготовки; перечни профессиональных компетенций в большинстве ФГОС избыточны и не структурированы по видам профессиональной деятельности выпускников, в них не выделено «ядро» направления подготовки, то есть тот набор компетенций, который должен быть обеспечен любому выпускнику образовательной программы, что приводит к вынужденной необходимости при проектировании ООП вуза «отрабатывать» весь набор компетенций, заданных во ФГОС (от 30 до 80 компетенций);

Недостатки ФГОС, выявленные в ходе мониторинга АКУР ( ) результаты обучения по отдельным элементам образовательной программы (циклам, разделам), заданные во ФГОС (в разделе 6, Таблица «Структура ООП») слабо коррелируют с набором компетенций, заданных в тех же ФГОС (в разделе 5); цикловая (горизонтальная) структура ООП и объемы трудоемкости циклов в зачетных единицах, заданные во ФГОС (раздел 6), не позволяют вузам проектировать «вертикальные» элементы образовательных программ и реализовать программу в модульной формате, определенном Европейской системой накопления и переноса академических кредитов (Руководство ECTS, утвержденное Еврокомиссией в 2009 г.)

ФГОС ВПО Требования к структуре ООП (таблица 2) Общая трудоемкость ООП: Б – 240 ЗЕ, М – 120 ЗЕ, С – не менее 300 ЗЕ Требования к условиям реализации ООП Требования к результатам освоения ООП Циклы (базовая и вариант. части) Трудоемк ость в ЗЕ, «вилки» Для каждого цикла указаны ЗУВы Разделы Трудоемк ость задана в ЗЕ (без «вилок») Общие требования к организации образовательного. процесса Требования к условиям: 1. Кадровым 2. Финансовым 3. Материальн о-техническим 4.Учебно- методическим и информационным Объекты деятельности Виды деятельности Задачи деятельности Компетенции Обще- культурн ые Профес- сиональ- ные

Общекультурные Профессиональные ПК ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС (ФГОС-3 + ) Требования к результатам освоения ОП – компетенциям ПК Общепрофесси ональные Направленности (профили) подготовки «Ядро» направления подготовки Виды деятельности (понятие основного вида деятельности) Единые на уровень ВО (перечень ОК-компетенций рекомендован разработчикам ФГОС)

Структура ОП Базовая часть ОП, объем в ЗЕ ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС (ФГОС-3 + ) Требования к структуре ОП Приведение к норме ФЗ-273, переработка таблицы 2 Часть формируемая участниками образовательных отношений, объем в ЗЕ

Структура программы ординатуры Объем программы ординатуры в зачетных единицах Блок 1 Дисциплины (модули) Базовая часть Вариативная часть 6-12 Блок 2 Практики, Базовая часть Вариативная часть 6-12 Блок 3 Государственная итоговая аттестация 3 Объем программы аспирантура 120 Структура программы ординатуры (из ФГОС 3+)

ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС (ФГОС-3 + ) Требования к условиям реализации ОП 7.1. Общесистемные требования к реализации программы 7.2. Требования к кадровым условиям реализации 7.3. Требования к материально-техническому и учебно- методическому обеспечению программы 7.4. Требования к финансовым условиям реализации программ аспирантуры (ординатуры) Часть нормативов, единых для всех ФГОС, вынесены в «Порядок организации образовательной деятельности по программам Б, М и С » - Приказ МОН 1367 от , отменивший типовое положение о ВУЗе (ПП 71 от )

Перспективы развития государственного регулирования содержания программ ВО МОН объявил о начале работы над ФГОС-4 (по УГНС) (согласно новому Перечню), результаты освоения в виде универсальных и общепрофессиональных компетенций, только рамочные требования к структуре и условиям реализации программ. все возможные виды профессиональной деятельности и соответствующие профессиональные компетенции выпускников образовательная организация берет из Профессиональных стандартов (должно найти отражение в Примерных основных образовательных программах - ПООП). Как будет выполнена норма закона о необходимости прямой связи ФГОС и профессиональных стандартов? В 2015 году МОН активно проводит реформирование системы УМО

Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, статья 12 П.7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением…) разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ПООП). П.9 ПООП разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС П.10. ПООП включаются по результатам экспертизы в реестр ПООП, являющийся государственной информационной системой…

Приказ об утверждении Порядка разработки ПООП, проведении их экспертизы и ведения Реестра ПООП (594 от ) П.5. …Проекты ПООП разрабатываются участниками отношений в сфере образования П.14 Проекты ПООП направляются разработчиками в УМО в системе профессионального образования для организации проведения экспертизы П.22 Реестр ПООП является государственной информационной системой. Реестр ПООП ведет оператор, определенный Минобрнауки России

Концепция формирования ПООП под ФГОС 3+ и ФГОС-4 (доклад А.Б.Соболева на Совете по ФГОС ) ПООП под ФГОС 3+ и под ФГОС-4 не станут «типовыми ОП» (в них не будет подробных учебных планов и рабочих программ всех дисциплин). Основное в ПООП – рекомендации по учету профессиональных стандартов при разработке ООП, алгоритм формирования компетенций у обучающихся («Карты» (или «паспорта») компетенций», описывающие этапы достижения компетенции через конкретные и измеряемые результаты обучения (РО), включая критерии оценки достижения РО; рекомендации по формированию структуры ОП и применению образовательных технологий)

Концепция формирования ПООП под ФГОС 3+ и ФГОС-4 (материалы Совета по ФГОС ) ПООП состоит из следующих разделов: Раздел 1. Общая характеристика образовательной программы. В разделе указываются основные характеристики программы, включая перечень профессиональных стандартов, с учетом которых разработана ПООП. Раздел 2. Результаты освоения образовательных программ Раздел содержит детализированное описание компетенций и соотнесенных с ними знаний, умений, владений (опыта деятельности). Для каждой компетенции приводится «Карта компетенции». Устанавливается соответствие общепрофессиональных компетенций с трудовыми функциями (обобщенными трудовыми функциями), содержащимися в профессиональном стандарте (профессиональных стандартах).

Концепция формирования ПООП под ФГОС 3+ и ФГОС-4 (материалы Совета по ФГОС ) Раздел 3. Структура и содержание образовательных программ Раздел содержит: характеристику рекомендуемой структуры ООП в части формирования УК(ОК)/ОПК с указанием примерной трудоемкости ее элементов (базовый примерный учебный план); примерный календарный учебный график (карту-схему), устанавливающий взаимосвязи результатов освоения УК- компетенций на протяжении периода обучения; рекомендации разработчикам ООП по форматам и содержанию образовательных модулей (примерные учебные программы).

Концепция формирования ПООП под ФГОС 3+ и ФГОС-4 (материалы Совета по ФГОС ) Раздел 4. Условия реализации образовательных программ Раздел содержит: описание кадровых условий (требования к профессионально- педагогической компетентности педагогических кадров); характеристику педагогических подходов, рекомендованных к применению при разработке и реализации ООП, включая особенности, связанные с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, инклюзивного образования, сетевого обучения, обучения на базовых кафедрах; требования к материально-техническим условиям примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Раздел 5. Оценка результатов освоения образовательной программы Раздел содержит рекомендации по содержанию, формам и методам проведения промежуточной и итоговой аттестации.

Разработка и реализация ООП в сегодняшних условиях должна осуществляться: на основе ФГОС ВО с учетом утвержденных профессиональных стандартов (отдельных обобщенных трудовых функций и трудовых функций в соответствии с уровнями квалификаций) – есть Методические рекомендации МОН (от 22 января 2015 года) с учетом Примерных основных образовательных программ (ПООП) - ???

ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности по ОП высшего образования – программам Б, С и М (Приказ 1367 от ) П.13. Образовательная программа включает в себя комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики образовательной программы, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов…

ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности по ОП высшего образования – программам Б, С и М (Приказ 1367 от ) 15. В общей характеристике ОП указываются: Квалификация, присваиваемая выпускникам Вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники основной Направленность (профиль) образовательной программы (общий (широкий) профиль - ????) Планируемые результаты освоения образовательной программы (набор компетенций) и др.

Паспорт компетенции выпускника образовательной программы позволит осуществить сопряжение требований Профессиональных стандартов с требованиями ФГОС и содержанием ООП (ПООП)

Рекомендованная разработчикам ПООП «Паспорт компетенции» «Паспорт компетенции» Уровень освоения компетенции* Планируемые результаты обучения** (этапы достижения заданного уровня освоения компетенций) Критерии оценивания результатов обучения Первый уровень (пороговый) (ОК-1) –I Владеть: _____________________В (ОК-1) –I Уметь: _____________________У (ОК-1) –I Знать: ______________________З (ОК-1) –I Второй уровень (углубленный) (ОК-1) –II Владеть: _________________ В (ОК-1) –II Уметь: _____________________У (ОК-1) –II Знать: _____________________З (ОК-1) –II Третий уровень (продвинутый ) (ОК-1) –III Владеть: ____________________В (ОК-1) –III Уметь: ____________________В (ОК-1) –III Знать: ____________________В (ОК-1) –III

Паспорт компетенции в предложенной форме позволяет: проектировать образовательную программу от ее целей («сверху») для каждой компетенции выпускника запланировать «путь» ее достижения и контроля в оптимальной (минимальной) форме удовлетворить требованиям Порядка (приказ МОН 1367) к содержанию Рабочей программы дисциплины (модуля) и ФОС (пп.18-21) выработать единые подходы образовательных организаций к пониманию содержания инвариантных компетенций (универсальных и общепрофессиональных) и форм контроля их освоения (через карты ОК и ОПК в ПООП)

Матрица поэтапного формирования компетенции в конкретной образовательной программе Дополнительно к Паспорту компетенции (ПРОЕКТИРОВАНИЕ) организациям рекомендуется при разработке образовательной программы для каждой компетенции составить Матрицу поэтапного формирования компетенции и контроля (промежуточного и итогового) ее освоения (РЕАЛИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ) В комплексе Паспорт компетенции и Матрица ее поэтапного формирования (на конкретных дисциплинах (модулях) и практиках) дают полную информацию о реализации компетенции в конкретной ОП Предлагается в составе ПООП приводить только Паспорта компетенции (проектирование), а в составе ООП организации рекомендовать показывать Матрицы поэтапного формирования компетенции (реализация). Удобно при госаккредитации

МАТРИЦАМАТРИЦА поэтапного формирования компетенции и контроля ее освоения обучающимся (пример) Курсы / семестры обучения Элементы ОП Знания, умения, владения, составляющие компетенцию Распределение по курсам/семестрам обучения, дисциплинам, модулям, практикам Форма и период проведения ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ освоения обучающимся КОМПЕТЕНЦИИ 1 курс..4 курс 1 семестр 2 семестр..7 семестр 8 семестр Дисциплины (модули), практики, НИР* 1…N1N1 1…N2N2 …..1…N7N7 1…N8N8 ПК-1 Производственная практика (7-й семестр), оценивание освоения обучающимся компетенции проводится на основе письменного (устного) отчета по производственной практике е Знать: З1 (ПК-1)+ … ….. Знать 32 (ПК-1) + … ….. Уметь У1(ПК-1) … …..+ Уметь У2(ПК-2) + … …..+ Владеть В1(ПК-1) … …..+ Владеть В2(ПК-1) … …..+ …

Взаимосвязь с рабочей программой дисциплины Матрица компетенций Карта компетенций

ВАЖНО! (Матрица компетенций в учебных планах)учебных планах) В «шапках» рабочих программ дисциплин (модулей) и практик отражать только те результаты обучения РО, которые выносятся на промежуточную аттестацию (и имеют соответствующие фонды оценочных средств - ФОС) В Матрице поэтапного формирования компетенции отмечать только те дисциплины (модули) и практики, в которых соответствующий результат обучения (РО) выносится на промежуточную аттестацию

ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности по ОП высшего образования – программам Б, С и М (Приказ 1367 от ) 18. Рабочая программа дисциплины (модуля) включает в себя:Рабочая программа дисциплины Наименование дисциплины (модуля) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) (З,У, В, опыт деятельности), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников) Объем… Содержание… Перечень учебно-методического обеспечения… ФОС для проведения промежуточной аттестации …….

ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности по ОП высшего образования – программам Б, С и М (Приказ 1367 от ) П.21. ФОС для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) или практике, входящий в состав соответственно рабочей программы дисциплины (модуля) или программы практики, включает в себя:ФОС Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения ОП Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания … Для каждого результата обучения по дисциплине (модулю) или практике организация определяет показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания (???)

ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности по ОП высшего образования – программам Б, С и М (Приказ 1367 от ), п.52 и 54 Устранена неправильная шкала: Аудиторные занятия Внеаудиторные занятия Работа студента во взаимодействии с преподавателем (контактная работа) Самостоятельная работа студента

ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности по ОП высшего образования – программам Б, С и М (Приказ 1367 от ), п.57 П.57. Минимальный объем контактной работы обучающихся с преподавателем, а также максимальный объем занятий лекционного и семинарского типов при организации образовательного процесса по образовательной программе устанавливаются локальным нормативным актом организации (во ФГОС 3 есть норматив максимального количества часов на занятия лекционного типа) П.43. Определяет понятие ускоренного обучения по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным актом организации

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ