Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: лекция 2 для студентов, обучающихся по специальности – КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Ассистент кафедры Швецова И.Н. Красноярск, 2014 г. Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Кора головного мозга. Высшие мозговые функции и их расстройства: афазия, апраксия, агнозия, амнезия. лекция 2 для студентов, обучающихся по специальности – КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Ассистент кафедры Швецова И.Н. Красноярск, 2014 г.
План лекции 1. Актуальность 2. Основные понятия 3. Высшие мозговые функции и их расстройства : афазия апраксия агнозия амнезия 3. Синдромы поражения
Актуальность Изучение особенностей нарушений высших мозговых функций и выявление данных расстройств в клинической практике является актуальной проблемой и играет важную роль в проведении лечебно – экспертной работы и должны учитываться для разработки программ нейрореабилитации.
Кора головного мозга Кора головного мозга - поверхностный слой, покрывающий полушария головного мозга, образован преимущественно вертикально ориентированными нервными клетками ( нейронами ) и их отростками, а также пучками афферентных ( центростремительных ) и эфферентных ( центробежных ) нервных волокон. Помимо этого в состав коры входят клетки нейроглии. Микроскопически кора состоит из ряда слоев клеток и волокон. Основной тип строения мозговой коры – шестислойный. Различают молекулярный слой, наружный зернистый, слой малых и средних пирамидных клеток, внутренний зернистый, слой больших пирамидных клеток и слой полиморфных клеток.
Высшие мозговые функции и их нарушения К высшим мозговым функциям относятся речь, гнозис и праксис, память. Речевая функция тесно связана с функциями письма и чтения. В их осуществлении принимает участие несколько анализаторов, таких как зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический.
Дизартрия – нарушение артикуляции речи. Возникает при расстройстве иннервации речевого аппарата. Это может быть паралич или парез речевого аппарата, поражение мозжечка или стриопаллидарной системы. Дислалия – неправильное произношение звуков при речи. Она может быть функциональной и исчезать при проведении занятий с логопедом. Алалия – задержка речевого развития. В норме ребенок начинает говорить к 1–1,5 годам. В некоторых случаях появление речи происходит позднее, хотя до этого времени ребенок понимает речь, обращенную к нему. Иногда алалия возникает в связи со слабоумием, при котором ребенок отстает также в психическом развитии.
Гнозис – узнавание, благодаря которому человек ориентируется в пространстве. При помощи гнозиса человек узнает величину и форму предметов, их пространственное соотношение. Гнозис основан на анализе и синтезе всех импульсов, поступающих от анализаторов, а также на отложении информации в системе памяти. Расстройства гнозиса возникают при нарушении интерпретации поступающих импульсов, а также при нарушении сличения полученных данных с теми образами, которые хранятся в памяти. Расстройства гнозиса носят название агнозий.
Агнозия Агнозия – расстройства способности узнавания предметов по тем или иным свойствам их. Агнозия может быть тотальной. При этом отмечается полная дезориентировка в пространстве. Эта патология встречается очень редко. Агнозии могут быть зрительными, сенситивными, вкусовыми и обонятельными.
Праксис - способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану. При осуществлении сложных двигательных актов работа скелетной мускулатуры должна происходить в правильной последовательности при одновременно согласованных сокращениях многих мышечных групп.
Апраксия Апраксия - это нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений движений
Афазия Афазия это расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли. Моторная афазия Моторная афазия Сенсорная афазия Сенсорная афазия Амнестическая афазия Амнестическая афазия Акустико - мнестическая афазия Акустико - мнестическая афазия
Моторная афазия - это нарушение экспрессивной речи. экспрессивной речи Сенсорная афазия - это нарушение понимания речи вплоть до отсутствия реакции на нее в тяжелых случаях. Амнестическая афазия - это забывание больными названия предметов забывание больными Акустико - мнемическая афазия это нарушение объёма удержания речевой информации, тормозимость слухоречевой памяти. В основе оптико - аамнестической афазии лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов.
Амнезия Амнезия - нарушение, расстройство, потеря, провалы памяти, связанные с пробелами в воспоминаниях человека. Амнезия может быть обусловлена органическими ( физическая травма, сотрясение мозга, нарушение церебральных функций ) и психическими ( расстройство психических функций ) факторами. Она может быть также результатом интоксикации ( алкоголь, наркотики ) или возрастных изменений в старости.
Виды Различают : ретроградную амнезию ( неспособность вспомнить события, предшествующие заболеванию ) антероградную амнезию ( неспособность вспомнить события, имевшие место после начала заболевания ) парамнезию ( расстройство памяти, сопровождающееся смешением реальных событий и фантазий ).
Синдромы поражения долей и полушарий Г. М. Синдром нарушения соматосенсорных афферентных синтезов ( ССАС ) Этот синдром возникает при поражении верхней и нижней теменной областей, в основе формирования составляющих его симптомов лежит нарушение фактора синтеза кожнокинестетических ( афферентных ) сигналов от экстра - и проприоцепторов
Нижнетеменной синдром нарушения ССАС возникает при поражении постцентральных средне нижних вторичных областей коры, которые граничат с зонами представительства руки и речевого аппарата. Симптомы : астереогнозис ( нарушено опознание предметов на ощупь ) « тактильная агнозия текстуры объекта » ( более грубая форма астерегнозиса ) « пальцевая агнозия » ( неспособность опознать собственные пальцы с закрытыми глазами ), « тактильная алексия » ( неспособность опознания цифр и букв, « написанных » на коже )
Верхнетеменной синдром нарушения ССАС проявляется расстройствами гнозиса тела, т. е. нарушениями « схемы тела » (« соматоагнозия »). Чаще больной плохо ориентируется в левой половине тела (« гемисоматоагнозия »), что обычно наблюдается при поражении теменной области правого полушария. Иногда у больного возникают ложные соматические образы ( соматические обманы, « соматопарагнозия ») - ощущения « чужой » руки, нескольких конечностей, уменьшения, увеличения частей тела.
Помимо гностических дефектов в синдромы ССАС при поражении теменной области входят модально - специфические нарушения памяти и внимания. Нарушения тактильной памяти выявляются при запоминании и последующем узнавании тактильного образца. Симптомы тактильного невнимания проявляются игнорированием одного ( чаще слева ) из двух одновременных прикосновений.
Синдром нарушения пространственных синтезов " синдром ТРО " синдром поражения третичных височно - теменно - затылочных отделов коры, которые обеспечивают симультанный ( одновременный ) анализ и синтез на более высоком надмодальностном уровне (« квази пространственном » по Лурия ).
Поражение зоны ТРО проявляется в : нарушениях ориентировки во внешнем пространстве ( особенно справа слева ) дефектах пространственной ориентации движений и наглядно пространственных действий ( конструктивная апраксия )
В процессе рисования ( копирования ) больные с поражением зоны ТРО : правого полушария мозга выполняют рисунок, изображая сначала его отдельные части, и лишь затем доводят до целого при левополушарных очагах зрительно - конструктивная деятельность разворачивается в противоположном направлении : от целого к деталям Также, при поражении зоны ТРО появляются симптомы аграфии, зеркального копирования, акалькулии, пальцевой агнозии, речевые расстройства (« семантическая афазия », « амнестическая афазия »).
СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ ЗАТЫЛОЧНЫХ ОТДЕЛОВ МОЗГА Затылочная область больших полушарий мозга обеспечивает процессы зрительной перцепции. При этом зрительный гнозис обеспечивается работой вторичных отделов зрительного анализатора в их взаимосвязи с теменными структурами. При поражении затылочно - теменных отделов мозга, как левого, так и правого полушарйи, возникают различные нарушения зрительно - перцептивной деятельности, прежде всего в виде зрительных агнозий.
при поражении правого полушария чаще бывают цветовая, лицевая и оптико - пространственная агнозии при поражении левого полушария чаще бывают буквенная и предметная агнозии. Самостоятельную группу симптомов при поражении теменно - затылочной коры ( на границе с височными вторичными полями ) составляют нарушения речевых функций в виде оптико - аамнестической афазии.
Лобная доля Поражение области передней центральной извилины приводит к развитию моноплегии, гемиплегии и недостаточности лицевого и подъязычного нервов центрального типа. При поражении коркового центра взора, который расположен в области заднего отдела средней лобной извилины, наблюдаются паралич или парез взора. При этом отмечается невозможность одновременного поворота глазных яблок в сторону поражения.
Центр Брока Поражение центра Брока приводит к развитию моторной афазии. Она может протекать в сочетании с аграфией.
Височная доля Поражение области слухового анализатора приводит к развитию слуховой агнозии. Раздражение коры височной области может вызывать нарушения памяти, сумеречные расстройства сознания. Также могут наблюдаться различные галлюцинации : вкусовые, обонятельные, слуховые. Иногда появляются приступы головокружения, что связано с поражением коркового отдела вестибулярного анализатора.
Выводы Современные представления о мозговой организации речей функции определяются тем, что понятие мозговых центров в речи признаны устаревшими. В настоящее время благодаря успехам нейропсихологии установлено, что речь имеет динамическую мозговую организацию, определены конкретные зоны, осуществляющие ее разные стороны. Только совокупность всех речевых зон обеспечивает реализацию речевой функции в целом, однако, в обеспечении ее отдельных видов приоритетны разные отделы мозга.
Литература: Основная: 1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. // СПб.: Питер Марютина Т.М. Психофизиология / Т.М. Марютина, И.М. Кондаков //М.: МГППУ Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова // СПб.: Питер Дунаевский В.В. Электронный учебник «Психиатрия и наркология». // СПб.: Санкт- Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Цветкова Л.С. Афазиология – современные проблемы и пути их решения // М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. // СПб.: Питер 2005 Дополнительная 1. Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем / И.А. Вартанян. // СПб.: Лань Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. // М.: МГУ Бурлакова М.К. Речь и афазия. // М.: Медицина А. Р. Лурия и современная психология / Под ред. Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник. // М.: МГУ 1982 Электронные ресурсы 1. ИБС КрасГМУ 2. БМ Мед Арт 3. БД Ebsco 4. БД Медицина
Спасибо за внимание !