О ПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА П ОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ 1 «К РАСНАЯ ШАПОЧКА » ЯМР Г РИГОРЕНКО Т.В.
К ИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
По своей природе дети- исследователи. Открыть, изучить, исследовать - это первые шаги в неизведанное. Благодаря этому они учатся думать, говорить, пробовать, искать, и находить…
С АМОЕ ЛУЧШЕЕ ОТКРЫТИЕ ТО, КОТОРОЕ РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ САМ. Р АЛЬФ У.Э МЕРСОН. Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности педагога и ребенка. А.В.Запорожец.
О СНОВНЫЕ ЦЕЛИ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Развитие свободной творческой личности ребенка Развитие творческого воображения и мышления Обеспечение психического здоровья и благополучия ребенка Развитие познавательных способностей Формирование коммуникативных навыков
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково- познавательных знаний детей, становление опытно- экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Ф ОРМЫ РАБОТЫ Содержание работы по опытно-экспериментальной деятельности реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса Совместная деятельность педагога с детьми Свободная самостоятельная деятельность детей Специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме
С ТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Постановка проблемы, которую необходимо разрешить Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы) Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения) Поверка гипотез (реализация в действиях) Анализ результатов (подтвердилась – не подтвердилась Формулировка выводов
О РГАНИЗАЦИЯ ЗОНЫ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ( ЛАБОРАТОРИИ ) В ГРУППЕ ДОУ: приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
Т РЕБОВАНИЯ ПРИ ОБОРУДОВАНИИ УГОЛКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ : безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность возрасту детей; безопасность используемых материалов; интегративность, т.е. возможность использования в других образовательных областях; красочность; определение места в интерьере группы в соответствии с общей концепцией оформления группового помещения (четкое зонирование); мобильность;
Ф ИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТА : Календарь погоды. Дневник наблюдений. Составление устного рассказа сказки стихов об изучаемом объекте (явлении). Сравнение с уже известными детям объектами. Включение в сюжетно-ролевые игры. Картинки, фотографии, схематические зарисовки. Записи звуков. Использование условных знаков. Обведение объектов. Планы-схемы. Подсчет количества объектов. Рисунки-прогнозы. Фотографирование. Запись воспитателя.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно- экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
И НФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ : 1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. - М.:Творческий Центр Сфера, Дыбина О.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., Организация экспериментальной деятельности дошкольников./ Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2004.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!