Презентацию подготовили: Сушков Александр, Кирченко Никита, Бочкарёва Александра, Бодрова Евгения, Овчинникова Анастасия.
План. Что такое древняя живопись и её роль в жизни? Что такое древняя живопись и её роль в жизни? Мозаика. Её особенности. Мозаика. Её особенности. Фрески. Фрески. Иконопись, её роль в Древней Руси. Иконопись, её роль в Древней Руси. Происхождение иконописи. Происхождение иконописи. Процесс создания иконописи. Процесс создания иконописи. Новгородская живопись. Новгородская живопись. Вывод. Вывод. Цель: Ознакомиться с живописью Древней Руси, узнать её особенности. Так же узнать и разобрать технику выполнения мозаики, фрески и иконописи.
Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшему духовному достоянию нашего народа. Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение.
Система художественных приемов иконописи сложилась к 9-10-му вв. в Византии. Особое место принадлежало мозаичным иконам; они были как небольшие, так и крупного размера, отражавшие стиль современной им настенной живописи церквей. Система художественных приемов иконописи сложилась к 9-10-му вв. в Византии. Особое место принадлежало мозаичным иконам; они были как небольшие, так и крупного размера, отражавшие стиль современной им настенной живописи церквей. Мозаика - особый вид монументальной живописи, которая создается из долговечных материалов: маленьких камешков или кусочков непрозрачного цветного стекла- смальты. Мозаика - особый вид монументальной живописи, которая создается из долговечных материалов: маленьких камешков или кусочков непрозрачного цветного стекла- смальты.
Христос причащающий апостолов. Причащение Апостолов. Мозаика. Храм св. Софии в Киеве Введение этой темы в качестве центральной в алтарную декорацию, а вместе с тем и в храмовый ансамбль было принципиальным новшеством середины 11 в. Композиция, акцентировавшая не предысторию важнейшего из Таинств, а его догматический смысл, утверждала роль священнодействующего Христа, причащающего апостолов в алтаре подобно архиерею, причащающему сослуживших ему священников. Тем самым был еще раз подкреплен статус живописной храмовой декорации как литургического комментария. Византия, Константинополь е гг.
Самое огромное мозаичное изображение Марии- Оранты (Заступницы) в конце центральной апсиды. Высота фигуры Марии метров. Изображение мастерски выполнено на вогнутой поверхности таким образом, чтобы воспринималось на расстоянии без искажений. Мария-Оранта стоит на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. Одета она в темно-синий хитон со складками, поверх которого наброшен фиолетовый мафорий, за красный пояс заложен белый платок, расшитый золотом, на ногах - ярко-красные сапожки. Изображение Марии-Оранты является одной из наиболее величественных мозаик мира с монументальными изображениями фигур.
Дмитрий Солунский. Мозаика « Мерцающей живописью» называют мозаики Михайловского собора – они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием. Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи. Мозаика святого Дмитрия Солунского стала одной из самых известных мозаик монастыря и собора. Она располагалась с южной грани севера – восточного столба алтарной части. Святой воитель представлен на мозаике в полном воинском облачении: в золотых латах, с копьем, мечом и щитом. Поверх доспехов изящно переброшен зелено-голубой плащ, на котором видна узорчатая золотая полоса таврий, знак высокого положения его владельца. На уровни груди латы перехватывает перевязь, завязанная узлом. Одеяния и вооружение Дмитрия канонически традиционны для иконного образа воина.
Фрески.
Страшный суд. Фреска Дмитриевского собора.
Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции, как уже говорилось, византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская, Новгородская, Тверская, среднерусских княжеств, «северные письма» и др. Появились и собственные русские святые, и собственные русские праздники (Покров Богородицы и др.), которые нашли яркое отражение в иконописи.
Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия киевлянами крещения в 988 году при святом равноапостольном князе Владимире Святославиче. Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия киевлянами крещения в 988 году при святом равноапостольном князе Владимире Святославиче.крещения Владимире Святославичекрещения Владимире Святославиче
Процесс Создания иконописи. Процесс создания иконы сложен. Умело выбиралась доска (чаще всего из липы). На ее поверхность наносился горячий рыбий клей (приготовленный из пузырей и хрящей осетровых рыб), плотно приклеивался новый холст- наволока. На наволоку в несколько приемов накладывался левкас (основание для живописи), приготовленный из растертого мела, воды и рыбьего клея. Левкас сушился и полировался. Процесс создания иконы сложен. Умело выбиралась доска (чаще всего из липы). На ее поверхность наносился горячий рыбий клей (приготовленный из пузырей и хрящей осетровых рыб), плотно приклеивался новый холст- наволока. На наволоку в несколько приемов накладывался левкас (основание для живописи), приготовленный из растертого мела, воды и рыбьего клея. Левкас сушился и полировался. Краски Краски Древнерусские иконописцы использовали натуральные красители- местные мягкие глины и твердые драгоценные камни, привозимые с Урала, из Индии, Византии и других мест. Для приготовления красок камни измельчали в порошок, добавляли связующее, чаще всего желток, а также камедь (растворимую в воде смолу акации, сливы, вишни, алычи). Иконописцы варили из льняного или макового масла олифу, которой покрывали живопись икон. Древнерусские иконописцы использовали натуральные красители- местные мягкие глины и твердые драгоценные камни, привозимые с Урала, из Индии, Византии и других мест. Для приготовления красок камни измельчали в порошок, добавляли связующее, чаще всего желток, а также камедь (растворимую в воде смолу акации, сливы, вишни, алычи). Иконописцы варили из льняного или макового масла олифу, которой покрывали живопись икон.
Новгородская живопись. В новгородской живописи преобладала фреска и иконопись. В новгородской живописи преобладала фреска и иконопись. Техника которых отличается большой гибкостью, палитра не зависит от набора мозаичных кубиков. Техника которых отличается большой гибкостью, палитра не зависит от набора мозаичных кубиков. Развитие живописи Развитие живописи