Монополия в рыночной экономике
Монополия (от греч. mono - один, poleo - продавец) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, торговли, промысла и т.п), предоставляемое одному лицу, определенной группе лиц или государству.
Монополия предполагает выполнение следующих условий: 1. Монополист является единственным производителем данного товара; 2. Продукция носит уникальный характер, не имеет близких заменителей; 3. Проникновение в отрасль для других фирм закрыто целым рядом барьеров; 4. Степень влияния монополиста на рыночную цену очень высока.
Барьеры для входа на рынок с наличием монополии: 1. исключительные права, полученные от правительства или местных властей; 2. патенты и авторские права; 3. право собственности на ресурсы, например источники сырья; 4. преимущество низких издержек крупного производства.
Преимущества низких издержек крупного производства: АТС Q AТСк АТСм АТСк – средние затраты конкурентной фирмы АТСм- средние затраты на производство фирмы-монополиста 1/2Q QмQм
Виды монополий: Закрытая Открытая Естественная Искусственная
Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений и запретов (чаще всего это государственная монополия). Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на некоторое время, становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает рынок целиком. Искусственная монополия - объединение предприятий, создаваемое ради получения сверхприбылей и установления рыночной власти.
Особенности взаимодействия спроса и предложения на монопольном рынке Монополист обладает определенной властью над рынком, так как он один определяет предложение товара. Кроме того, он обладает властью и над ценой товара, но эта власть не является абсолютной, так как цена зависит и от спроса, а предложение зависит от цены.
Для измерения монопольной власти используют коэффициент Лернера: L=(P-MC)/P, где L – коэффициент Лернера; P – цена; MC – предельные издержки.
Монополия ведет поиск цены руководствуясь тем же правилом, что и предприятия, действующие в условиях совершенного рынка: 1. Объем производства и соответствующего предложения товара должен быть таким, при котором предельные издержки (МС) равны предельной выручке (MR): MC = MR 2. Монополист рассматривает MC и MR как базу для установления цены – она не должна быть ниже их. Однако на монополистическом предприятии в отличие от предприятий, действующих в условиях совершенной конкуренции, предельный доход меньше, чем цена (Р) и соответственно средняя выручка (AR): MR < P = AR
Правило монополистического ценообразования: P = AR > МС= MR
Решение: Монополия, определяя оптимальный объем производства, руководствуется правилом: MR=MC Для решения задачи необходимо найти MR, MC и АТС. ТС= FC+VC; МС = (ТСn- ТСn-1)/(Qn –Qn-1); АТС= ТС/Q; МR = (ТRn- ТRn-1)/(Qn –Qn-1); TR= P*Qd.